Как правило, специалист по инженерке не очень-то шарит в тонкостях архитектурного моделирования, и ему это не особенно-то и нужно. Однако бывают ситуации, когда инженер получает здание в 2Д-формате, например, DWG, и ему хочется быстро построить архитектуру, чтобы было проще поднимать свою модель.
Поэтому в этой статье я кратко расскажу о том, как создать:
- уровни;
- оси;
- стены;
- перекрытия;
- колонны;
- окна и витражи;
- двери;
- крышу;
- помещения.
Это будет примитивная модель, но для трассировки сетей её вполне хватит, можно будет даже на пересечения проверить. Если у вас есть какие-то фермы и балки, то об этом как-нибудь в другой раз, так как это уже сложнее.
Поехали. Создайте пустой проект на основе любого архитектурного/строительного шаблона, который у вас есть, вполне подойдёт и стандартный, который устанавливается вместе с Ревитом. По умолчанию он расположен тут:
- C:ProgramDataAutodeskRVT 2019TemplatesRussiaConstruction-DefaultRUSRUS.rte, где 2019 — версия Ревита.
Уровни и оси
На вкладке «Архитектура» почти в самом конце справа есть две команды: «Уровни» и «Оси».
Уровни. По умолчанию уровни уже есть в шаблоне, но представим, что их нет. Перейдите на разрез или фасад, и создайте уровень: кликните мышкой по экрану, протяните, кликните второй раз — так же, как создаёте разрез. В марке у уровня будет показано его отметка. Можно нажать по ней, активировать и вбить нужное значение.
Более простой метод — просто копировать существующий уровень на нужное расстояние, имя назначается автоматически. Если Ревит назвал уровень не так, как надо, просто перебейте имя и снова копируйте, дальше он будет называть всё по порядку: Этаж 1, Этаж 2, Этаж 3, Этаж 4 и т. д.
Не забудьте создать планы этажей по уровням. Вкладка Вид → Виды в плане → Планы этажей.
Оси. Перейдите на план, активируйте инструмент «Оси», и так же в два клика поставьте ось. После этого выйдите из режима рисования осей. Если имя первой оси вас устраивает, то просто начинайте копировать ось. Нумерация как числовая, так и буквенная будет продолжаться. Единственное, что не понимает Ревит, так это то, что мы не ставим осям буквы О, З и т. п. В этом случае нужно прерваться, поставить нужную букву и копировать дальше. Кроме того, если расстояния равные, то можно воспользоваться инструментом «Массив».
Стены
Прежде чем строить стены, надо создать нужные нам типы стен по толщинам, слои нам не важны. Для этого создайте одну стену: на вкладке «Архитектура» активируйте инструмент «Стена» и нарисуйте любую стену. Теперь выделите её и нажмите в свойствах на «Изменить тип».
За толщину стены отвечает параметр «Ширина» (привет, переводчики),
он серый и неактивный. Чтобы вбить свою толщину, нужно зайти в команду «Структура», она на самом верху.
Появится окошко с созданием пирога стены, но нам это всё чуждо, незнакомо и неинтересно, просто вбейте в поле с толщиной нужное вам значение.
После того, как вы создали свой набор стен, можно приступать к моделированию. Ну и очень прошу — давайте адекватные имена типам по шаблону вроде: «Наружная_580» или «Внутренняя_120», чтобы было понятно, что за стена и каково её место в модели, даже если эта модель — просто 3Д-подложка для удобства работы.
Переходим к моделированию. Активируйте инструмент «Стена», выберите в свойствах нужный тип, и сразу обратите внимание на верхнюю полосу с командами. Там нужно выставить верхнюю зависимость — вместо «Неприсоединенная» выбирайте уровень выше. Это правило хорошего тона при моделировании: стену создают на высоту одного уровня, а не на всё здание, хоть это и кажется проще. Да и логично это: возводят стену поэтажно ведь, а не обкладывают здание стенами вокруг.
Следующая настройка там же на полосе — Привязка. Возможны «Осевая линия стены», всякие поверхности и так далее. Суть такая: если выбираете осевую линию, то строите стену, как трубу, по оси. Если по поверхности, то соответственно курсор будет привязываться к внутренней или наружной поверхности стены. Если используете автокадовскую подложку, то рекомендую брать чистовую поверхность, а не оси стены: так легче строить вдоль линий автокада.
После этого можно моделить стену — просто тыкайте мышкой в нужные точки, стена правильной высоты и типа построится сама. Не горюйте, что стена только на одном этаже, — потом накопируете и всё.
Перекрытия
Перекрытия строятся по эскизу. Есть два варианта: просто нарисовать эскиз по контуру здания или выбрать существующие стены, вдоль них построится наша плита.
Первый вариант — всё просто, активировали инструмент «Перекрытие», неважно архитектурное или несущее (разница в том, что несущее можно армировать, но нам оно не надо), нарисовать эскиз, нажали на галочку и всё готово.
Второй метод удобнее, с ним есть пара нюансов. Активируйте команду «Перекрытие» и в инструментах рисования выберите самый последний инструмент — зелёная такая штуковина.
Теперь нюансы:
- Чтобы выбрать все стены, наведите курсор с активированным инструментом на любую стену, нажмите Tab, стены подсветятся.
- Постарайтесь нажать кнопку мыши, когда курсор как бы снаружи стен, в этом случае эскиз построится по наружному контуру стен.
Если контур создался внутри, то нажмите на стрелочки, контур должен отразиться.
Ну и последний момент: перекрытие строится как пол этажа, а не над этажом. То есть перекрытие, построенное на 1 этаже, — это пол 1 этажа и перекрытие для подвала, при этом перекрытие строится под плоскостью уровня. Если вдруг нарисовали перекрытие не там, где надо, не страшно — просто скопируйте его с выравниванием по выбранному уровню и всё.
Стыки стен и перекрытий
Когда вы построите перекрытие над своим этажом со стенами, например построили стены на 1 этаже, перешли на второй этаж и нарисовали перекрытие, то Ревит выдаст вот такое окошко:
Нажимайте «Да». Эта команда автоматически обрежет все стены так, что они будут доходить до низа перекрытия, а не входить в него. Дело в том, что стены мы строили от уровня до уровня выше, а теперь тут ниже уровня появилась плита, вот и нужно обрезать стены сверху. И Ревит предлагает сделать это за вас. Грех не согласиться.
Если же вы в панике нажали на «Нет», то ничего страшного, всё то же самое можно сделать вручную, просто это больше работы. Выделяйте все стены на этаже, сверху на ленте появится кнопка «Присоединить верх/основание», жмите по ней,а потом по плите — стены сами обрежутся по низу плиты.
Колонны
Колонны бывают двух категорий — «Колонны» и «Несущие колонны». Выбирайте любую категорию, ничего армировать мы не будем. Главный критерий для вас — чтобы были подходящие типы колонн. В шаблоне строительства по умолчанию есть колонны квадратного/прямоугольного сечения, вот они нам и подойдут. Нужно только отредактировать типы, чтобы насоздавать нужные размеры, стандартные вряд ли вам подойдут. Типы создаются как обычно — в «Изменить тип» вбиваете значения ширины и глубины и норм.
Размещение колонн похоже на стены, тоже нужно указать до какого уровня они ограничиваются сверху. В остальное — расставляются как оборудование, просто тыкайте мышкой, куда надо поставить.
Колонны тоже можно выделить и присоединить к перекрытию аналогично стенам.
Окна и витражи
Витражи. В Ревите это не то же самое, что окна, это отдельная разновидность стен. Соответственно, чтобы их построить, нужно активировать команду «Стена» и выбрать тип «Витраж» внизу списка. Далее они строятся, как стены. Всякие импосты регулировать не будем, это уже архитектурные тонкости, оно вам надо вообще?
Окна. Это загружаемые семейства, для наших целей вполне подойдёт стандартная библиотека, которая идёт вместе с Ревитом. Просто активируйте команду «Окна», выберите нужный тип из списка и расставляйте. Параметр «Высота нижнего бруса» — это высота низа окна от уровня. Если нет подходящего по размерам типа, то просто скопируйте тип и вбейте нужные значения в параметры «Ширина» и «Высота».
Если появится предупреждение, что такие семейства не загружены и предложение загрузить — соглашайтесь. Библиотека по умолчанию лежит тут:
- C:ProgramDataAutodeskRVT 2019LibrariesRussiaОкна, где 2019 — версия Ревита.
Выбрали нужный тип, вбили высоту нижнего бруса и теперь просто тыкайте по стене в нужных местах — окно поставится. Только помните, что стеклом наружу, подоконником — внутрь. Если поставили неправильно, то всегда можно выделить окно и нажать на стрелочки, окно развернётся.
Двери
Всё аналогично окнам, только никакой высоты нижнего бруса нет, двери и так встают нормально, просто тыкайте в нужных местах. Библиотека стандартных дверей лежит там же, где и окна.
Помните о стороне открывания дверей, это полезно электрикам, чтобы размещать выключатели с удобной стороны от входа. А больше никаких особых нюансов. Неправильно разместили дверь? Ок — просто воспользуйтесь стрелочками-отражателями, как у окон.
Крыша
Это самая дичь, потому что она бывает скатная и прямая, со свесами и без. А ещё есть кобылки, и это ни разу не лошадка.
Если у вас кровля прямая, то не парьтесь, можете просто нарисовать перекрытие. Либо активировать инструмент «Крыша» на вкладке «Архитектура», выбрать инструмент эскиза такой же, как у перекрытия, дальше алгоритм тот же, что у перекрытия.
Если вам нужна скатная крыша, то нужно построить эскиз, потом выделить его линию или линии и в свойствах поставить галочку «Формирование уклона крыши».
Если вобьёте значение в параметр «Свес», то на это значение край эскиза отъедет от наружной грани стены. После того, как поставите галочку уклона, то выберите одну линию и увидите у неё значок треугольника и градусы — это наш уклон в градусах. Ставьте нужный вам, Ревит сам построит крышу.
После того, как появится крыша, окажется, что стены последнего этажа не доходят до её контура. Это нормально, лечится так же, как присоединение стены к перекрытию. Выделите стены, нажмите на «Присоединить верх/основание» и выберите крышу.
Помещения/пространства
Чтобы полноценно работать с моделью, хорошо бы и помещения расставить. Благодаря этому вы сможете в своей модели сетей получить имена и номера в пространства. Если вы делаете модель чисто для себя, то вроде как бы и проще расставить пространства сразу в модели сетей и там же их назвать. Так что решайте сами, как будете делать, оба варианта нормальные.
Помещения — команда с вкладки «Архитектура», ставятся так же, как пространства, главное условие всё то же — замкнутый контур архитектуры. Если у вас где-то ситуация, например колонна стоит с зазором несколько миллиметров от стены и из-за этого контур не замкнут, возьмите инструмент «Разделитель помещения» и соедините стену и колонну — тогда сможете поставить два независимых помещения.
Вывод
Статья получилась длинной, но этой информации вам хватит, чтобы построить простую архитектурную модель для личных нужд. Про фермы и балки я не стал ничего говорить, потому что в стандартном шаблоне мало семейств — только двутавровая балка, а обычно металлоконструкции бывают сложнее. В крайнем случае, всегда можете накидать воздуховодами свои фермы и раскопировать — дёшево и сердито, ну а что, габариты же есть.
Подписаться на обновления и получать уведомления о новых статьях в Телеграм-канале «Блог Муратова про Revit MEP»
Отблагодарить автора
Я много времени уделяю блогу. Если хотите отблагодарить меня, то можете сделать небольшой подарок (именно подарок, такой перевод не облагается налогом). Лайк тоже не помешает, это должно помочь продвижению блога.