Эта статья будет особенно полезна, если вы начинающий архитектор. Если вы опытный архитектор, то пишите в комментариях советы, чего не хватает в статье. Всё-таки я инженер-сетевик, а не архитектор, могу что-то упустить, так как это не мой инструмент для работы. Но я всё равно про него расскажу, потому что помещения — это тоже часть совместной работы между строителями и инженерами.
Чтобы не путаться в терминах, давайте договоримся:
- комната — ограниченный строительными конструкциями участок здания, то же самое, что мы обычно называем помещением: объём, заключённый в 4 стены, пол и потолок;
- помещение и пространства — инструменты Ревита, названия команд и элементов модели в категориях «Помещения» и «Пространства».
У каждого инструмента есть свои цели и задачи. Давайте рассмотрим каждый отдельно, чем они отличаются и что их связывает. В этой статье — помещения, в следующей — про пространства.
Помещения
Помещения — инструмент для архитекторов, с его помощью можно получить геометрические данные комнат и задать имена и номера. Помещения можно собрать в спецификацию, вывести номера, имена и площади, тем самым получить экспликацию помещений.
Геометрические данные — это высота, периметр, площадь и объём. В настройках можно отключать расчёт объёма, чтобы уменьшить нагрузку на компьютер.
Сам инструмент находится на вкладке «Архитектура», для него есть отдельная панель «Помещения и зоны».
Расстановка помещений
Помещения расставляют в строительной модели. Для этого архитектор активирует команду «Помещение» и протыкивает мышкой по комнатам. Помещения сами видят границы: стены и перекрытия. Стена или перекрытие будут ограничивать помещение, если у них в настройках стоит галочка «Граница помещения».
До того, как начнёте протыкивать комнаты, нужно провести некоторые настройки, чтобы помещения сразу расставлялись правильно. Как только активировали инструмент «Помещение», то на ленте и под лентой появятся ряд кнопок. Посмотрим те, что важны при расстановке.
1 — верхний предел показывает, от какого уровня отсчитывается верх помещения. По умолчанию здесь будет тот уровень, на котором вы расставляете помещения. Поскольку помещения нам нужны от нашего уровня и до уровня выше, то здесь проще выбрать не текущий уровень, а уровень выше.
2 — смещение показывает верхнюю границу помещения, отсчитанную от верхнего предела. Сейчас настройка такая: помещение будет высотой 3000 мм, отсчитанные от уровня 3 этажа. Если мне нужно распространить помещение до этажа выше, то в верхнем пределе я выберу этаж выше (4 этаж), а смещение выставлю 0, так как верхний предел уже достаточно высоко. К тому же при таком способе мне не нужно знать высоту этажа, она подберётся сама.
Это важный момент, поэтому покажу на дополнительных скриншотах:
Помещение слева отсчитывает верхний предел от того же этажа, на котором расположено, и смещение равно 2000 мм. В итоге помещение не доходит до верха комнаты. Смещение можно поменять, сделать так, чтобы помещение заполняло весь объём, но куда проще настроить свойства так, как у помещения справа: выбрать этаж выше верхним пределом, а смещение задать нулевым, Ревит сам увидит высоту комнаты.
Даже если помещение распространяется и на объём плиты перекрытия, этот объём не будет учтён в объёме помещения, так как плита является границей.
Если перемножить площадь помещения и его реальную высоту, то мы получим правильный объём: 20,264 × 2,7 = 54,713 м³.
Единственное неудобство — это полная высота, она не будет учитывать, что часть объёма вырезается плитой, потому и реальная высота будет ниже. В таком случае можно выставлять верхним пределом этаж выше, а смещение задавать отрицательным на толщину плиты. Например, вот так:
Такой способ всё равно удобнее, чем каждый раз задавать высоту этажа. Плиты чаще всего одинаковой толщины, а высота этажа может варьироваться, особенно на первых этажах здания. Впрочем, делайте так, как вам удобно.
Верхний предел всегда можно поменять, как и смещение. Для этого нужно выделить помещений и поменять его свойства. Что я и делал на скриншотах выше.
Смотрим кнопки дальше.
3 — помещения можно не протыкивать руками, а расставить автоматически. Плюс способа — скорость, помещения появятся сами везде. Минус — они появятся везде, в том числе в шахтах, балконах и любых других ограниченных объёмах.
Поэтому я предпочитаю всё расставлять руками. Пусть дольше, зато аккуратнее. Удалить помещения можно только из спецификации, это можно забыть сделать, так что лучше я руками поработаю, дольше, зато точнее.
Здесь же есть кнопка «Выделить границы». Если её нажать, все конструкции, которые ограничивают помещения, подсветятся голубым. Чтобы выйти из этого режима, нажмите закрыть в окне справа внизу. Там же можно посмотреть список элементов-границ.
4 — марка при размещении сразу появится вместе с помещением. Марки можно расставить и позже, причём очень быстро, так что делайте так, как удобно.
Под лентой есть блок с выпадающим меню, где можно задать ориентацию марки горизонтально, вертикально или по группе модели. Что за последний пункт такой, я не знаю, обычно марки размещаю горизонтально, чтобы их было удобно читать. Если места мало, то всегда можно выделить марку и у неё в свойствах поменять ориентацию.
Выноску включить тоже можно, но получится ерунда. Сами попробуйте, увидите.
Посмотрим на размещённое помещение и границы.
Светло-синяя заливка — это помещение, сразу же видна марка с именем и площадью. Марки создаются отдельно, туда можно вынести всю нужную информацию.
Если я выделю межкомнатную перегородку и сниму у неё галочку «Граница помещения», то помещение больше не будет воспринимать эту перегородку как ограничение и распространится дальше, до следующей стены, у которой стоит галочка «Граница помещения». Площадь при этом пересчитается сама.
Если вернётесь выше и посмотрите на подсвеченные границы помещений, то перегородка, у которой я отключил галочку «Граница помещения», голубым не подсвечивается (перегородка в левом верхнем углу здания).
Отображение помещения
Чтобы включить синюю заливку и X-образное перекрестие, нужно зайти в Видимость/графику, раскрывать подкатегории у категории «Помещение» и выбрать там галочки. Каждая галочка отвечает за свою настройку.
Если снять галочку с самой категории, то помещения станут невидимыми на виде, всё как с обычными категориями Ревита.
Для визуального деления помещений можно включить цветовую заливку, или легенду помещений. Ещё она называется цветовой схемой. Вызвать команду можно либо в свойствах вида, либо в блоке кнопок с помещениями. Раскройте панель, нажав по её имени в ленте, и нажмите на команду «Цветовые схемы».
В окне цветовых схем можно настроить, по каким критериям будут раскрашиваться помещения. Это могут быть имена, площади или ещё какие-то параметры. На каждое отличающееся значение параметра будет создан свой цвет. Его можно поменять на свой. Все значения параметров подхватываются из модели автоматически.
1 — выбор категории, нас интересуют помещения;
2 — тут имя наших схем;
3 — кнопки для копирования, переименования и удаления схем;
4 — можно покрасить и элементы в связях, если надо;
5 — выбор параметра, по которому раскрашиваем помещения.
После настроек нажмите ОК и увидите, что помещения раскрашены.
Давайте покажу поэтапно, как сделать заливку с распределением по площадям. Создать новую схему нельзя, можно скопировать и преобразовать существующую.
Поскольку помещений много, площадь у них разная, городить столько цветов не вполне удобно. Лучше работать с диапазонами, а не значениями. Для этого нужно сменить режим наверху:
Чтобы добавлять свои позиции, нужно выделить существующую позицию и нажать на зелёный плюсик слева. Значения тоже расставляются автоматически, но их можно поменять.
Столбец «Видимость» включает или отключает заливку цветом для выбранного значения. В последнем столбце «Используется» есть значения «да» или «нет». Если у нас есть помещение с площадью в указанном диапазоне, то стоит «да». Если нет, то «нет». Образец показывает, как будет заливаться помещение. Можно поменять и цвет и способ заливки.
Всё, новую схему создал, посмотрим, как поменяется вид.
Как видно, цвета сменились. Можно переключаться между цветовыми схемами и визуально делить помещения. Здесь же на виде можно разместить легенду заливки цветом, чтобы было понятно, по каким критериям раздаются цвета.
Для этого перейдите на вкладку «Аннотации», справа на панели «Заливка цветом» будет нижняя кнопка «Легенда заливки цветом». Нажмите на неё и разместите легенду на виде. Если отключить видимость какого-то значения в настройках схемы, то это значение исчезнет и из легенды
Чтобы отключить вообще всю заливку по цветовой схеме, нужно в Видимости/графике снять галочку с подкатегории «Цветовое обозначение». Дублирую картинку, теперь она понятна полностью:
Кроме схемы, можно поменять цвет помещения через фильтр. При этом цвет фильтра будет важнее цвета схемы.
Про внешний вид помещений достаточно.
Имена и номера
Важная задача для архитектора — внести данные по помещениям. Эта информацию будет передаваться во все смежные отделы. Если вы БИМ-менеджер, то пинайте архитекторов и заставляйте их расставлять помещения и давать им номера и имена как минимум на типовых этажах, а лучше — на всех этажах.
Архитекторы делать это не любят, так как тут много дурацкой ручной работы по заполнению текстовых полей, но на то вы и БИМ-менеджер, чтобы заставлять людей делать то, что им не хочется. В смысле, чтобы облегчать их работу и делать её более эффективной.
Помещения нужны другим участникам проекта, поэтому их нужно заполнять. Можете придумать скрипт, который будет заполнять эти имена у помещений с одинаковыми координатами X и Y на типовых этажах.
Нюанс
Помещения с их именами и номерами можно копировать по этажам так же, как другие элементы модели. Но в этом случае вам не нужно выбирать верхним пределом уровень выше, нужно оставить тот уровень, на которым вы находитесь, и вбивать смещение равным высоте комнаты. Тогда помещения можно будет накопировать, но номера всё равно нужно будет перебить. Всё это можно сделать через спецификации или скрипт Динамо.
Например, скрипт берёт помещения на 5 этаже, у них уже есть номера, скопированные со 2 этажа, 201, 202, 203 и т. д. Скрипт заменит 2 на 5, и получатся новые номера 501, 502, 503 и т. д. В общем, импровизируйте, скрипт несложный. Но не будет отвлекаться от темы.
Имена и номера можно расставить в спецификации, можно расставить на плане этажа, выделяя помещения и заполняя их параметры «Имя» и «Номер», и можно редактировать имя и номер прямо через марку. Выделяете марку, нажимаете по полю с именем, вбиваете новое имя. Тоже с номером.
В общем, делайте как хотите, главное — сделать это надо для всех помещений в модели. Потому что с ними работать ещё и смежникам.
Разделители помещений
Если вам нужно разделить один объём на два помещения, то можно воспользоваться специальным инструментом «Разделитель помещений». По сути вы просто рисуете линии, и помещения ограничиваются уже не стенами, а линиями разделителя. Инструмент находится там же, где команда «Помещение».
Например, у вас есть кухня-столовая и вам нужно кухню сделать отдельно, а столовую отдельно, хотя по факту это один объём. Рисуете в нужном месте разделитель и получаете два помещения. Вернее, одно помещение, второе нужно будет проставить вручную. Для примера распилю жилую комнату.
Помещение уменьшилось, пересчитало объём и прочие геометрические характеристики. Вторая область осталась пустой, сюда помещение нужно проставить вручную.
Другой случай, когда полезно использовать разделитель, это две комнаты, которые отделены стеной не до конца. В 2018 версии были ситуации, когда колонна была на расстоянии 10 мм от наружной стены. В модели стену длиной 10 мм никто не делал, просто рисовали разделитель и образовывались независимые помещения, когда формально они не были отделены строительными конструкциями.
Насколько я вижу в 2020 версии, колонну можно отодвигать вплоть до 50 мм от стены, и она всё равно отделяет помещения друг от друга, даже если между колонной ничего нет, даже разделителя. Если расстояние больше 50 мм, то тут уже объём воспринимается как единый, так что надо рисовать разделители.
Расчётная высота
Расчётная высота — это параметр, который помещение наследует у уровня, на котором размещено.
Расчётная высота — это та высота, на которой будет считаться периметр помещения. Подробнее об этом читайте в отдельной статье про расчётную высоту.
Как расчётная высота отражается на помещениях. Низ помещения не может быть выше расчётной высоты.
Кроме смещения сверху, у помещения есть смещение снизу. С его помощью можно задать нижнюю грань помещения, оторвать её от пола. Например, это может быть полезно, если у вас есть отделка пола и вы хотите, чтобы полная высота считалась в чистоте, а не от уровня до плиты. В этом случае придётся поднимать ещё и низ помещения.
Если при этом у вас расчётная высота равна 0, то поднять вы нижнюю грань не сможете, Ревит выдаст ошибку.
Поэтому вам нужно будет выделить уровень и задать ему расчётную высоту выше или на уровне с чистовой отделкой.
Естественно, если вы сильно поднимете расчётную высоту уровня и она окажется выше верхнего смещения помещения, то Ревит тоже выдаст ошибку.
Поэтому заранее продумывайте, как будете расставлять помещения, и настраивайте расчётную высоту уровней.
Недостатки помещений
Главный недостаток помещений — это фигуры простой формы. Например, если у вас есть атриум, в который входит ещё и холл на первом этаже с другой формой, то вам не получится собрать весь атриум в одно помещение. Всё, что в плане выходит за границы (выступающая часть холла), не попадёт в одно единой помещение.
Вот в таком здании мы можем поставить помещение на весь первый этаж без атриума. Либо поднять помещение до верха здания через все этажи, но тогда помещение будет захватывать объём и других этажей. Или можем разделителями отделить атриум и этажи и собрать всё из разных помещений. Объёмы при этом будут разными, помещения тоже.
А если атриум на этажах выше первого поменяет свою форму, то помещение уже не сможет добавить в себя этот объём:
В таких случаях, скорее всего, придётся ставить несколько помещений. Получить их объём можно в спецификации, если одинаково назвать и пронумеровать помещения. В итоге они встанут в одну позицию, а объём просуммируется. Но в марку вывести такой объём не получится, так как по факту это разные элементы модели со своими параметрами.
По какой-то причине помещения можно удалить только через спецификации — это тоже минус, потому что не всегда работать так удобно, например, когда ненароком поставил помещение не туда. Хотелось бы удалить сразу с плана, а не искать его в спецификации.
Зоны
Можно создавать планы зонирования с помощью инструмента «Зона». Я в этом совершенно не разбираюсь. Если вы опытный ревитчик и хотите рассказать, как правильно пользоваться этим инструментом, напишите мне в Телеграм, можем выпустить статью под вашим именем.
Выводы
Помещение — важный инструмент для работы архитекторов. Кроме того, это ещё и одна из основ для совместной работы и взаимодействия инженерных и строительных моделей. Поэтому важно, чтобы архитекторы расставляли помещения и давали им номера и имена.
О том, как происходит совместная работа через помещения, я расскажу в отдельной статье про пространства — другой инструмент для работы с геометрией помещений, но уже инженерный.
Видеокурс по семействам трубопроводных фитингов. Подробный 10-часовой курс, в котором научу создавать семейства и поделюсь лайфхаками.
Чтобы не пропускать статьи в блоге, подпишитесь на мой Телеграм-канал «Блог Муратова про Revit MEP». Приглашайте коллег и знакомых проектировщиков. Можно обсудить статью и задать вопросы в специальном чате канала.
Отблагодарить автора
Я много времени уделяю блогу. Если хотите отблагодарить меня, то можете сделать небольшой подарок (именно подарок, такой перевод не облагается налогом).