Расскажу, как настроить материалы для инженерных систем, какие параметры в материалах обязательны, а какие — нет, и как создать собственную библиотеку материалов.

Это статья в первую очередь про материалы для инженерки, а не для строителей. Если хотите узнать больше и шире про материалы, читайте цикл Алексея Борисова на сайте Бим2би. Информации, которую дам ниже, хватит для работы сетевиков, но не для архитекторов и конструкторов.

Диспетчер материалов

Переходите на вкладку «Управление» → «Материалы», кнопка в самом начале слева. Нажмите и откроется редактор материалов. Окно может быть компактным, но для наглядности лучше его раскрыть. Я работаю именно в таком виде.

Диспетчер материалов
Диспетчер материалов
Нажмите кнопки, на которые указывают стрелочки, чтобы раскрыть окно шире
Нажмите кнопки, на которые указывают стрелочки, чтобы раскрыть окно шире

1 — поле для поиска материала, вбивайте начальные буквы, список отфильтруется;

2 — фильтрация материалов по классам, на скриншоте выше в правой части окна с материалами на вкладке «Описание» есть параметр «Класс», туда можно либо вписать свой, либо выбрать из списка существующих;

3 — настройка сортировки и отображения материалов, можно упорядочить материалы по алфавиту или по цвету, можно оставить в списке только те, что используются в файле, можно поменять отображение на миниатюры или списками;

4 — список с самими материалами;

5 — библиотека материалов, здесь можно выбирать предзаготовленные материалы или создавать свои библиотеки. По умолчанию есть «Избранные» и «Материалы AEC»;

6 — если выделить библиотеку, тут отобразится её состав, посмотрим ниже;

7 — вкладки с параметрами материалов, тут задаются все настройки, будем смотреть их подробнее далее.

Создание материалов

Для инженеров сетей материалы нужны только для раскраски семейств. Строители могут подсчитывать материалы — объём бетона, количество кирпича — в ограждающих конструкциях, а нам надо просто придать цвет геометрии. Поэтому настройка материалов для инженеров проще.

Покажу, как создаю материалы, прокомментирую все варианты, которые пригождаются мне при работе.

В нижнем левом углу диспетчера материалов нажимаем на кнопку с шариком и плюсом, выбираем создание нового материала. В списке материалов появится новый материал, сразу переименуйте его. Назову «Материал_Для статьи».

Создаём новый материал
Создаём новый материал
Переименовываем
Переименовываем
Вот наш тестовый материал
Вот наш тестовый материал

Теперь нужно поработать с параметрами материала: настроить цвета, способ закрашивания и отображение на реалистичном виде. Для этого справа у нас есть три вкладки: «Идентификатор», «Графика» и «Представление».

«Идентификатор» — это набор системных параметров материала. Они пригодятся, если нужно собрать спецификацию на материалы, но сразу скажу — спецификацию на изоляцию труб или воздуховодов так собрать нельзя. Можно вообще ничего не заполнять, это никак не скажется на вашей работе.

Для порядка можно заполнить параметры «Класс» и «Описание».

Вкладка «Индентификатор». Можно здесь особо не напрягаться
Вкладка «Индентификатор». Можно здесь особо не напрягаться

Следующая вкладка — «Графика». Настройки здесь отвечают за цвет в режиме заливки и тонирования. Тут нужно внести изменения в блоке «Тонирование» и «Штриховка поверхности — Передний план».

Начинаем с блока «Тонирование». Здесь нужно задать цвет материала — в него и будет окрашиваться геометрия. Нажмите по надписи «RGB 120 120 120» и в обычном редакторе выберите нужный цвет.

Далее настройте прозрачность, если она нужна. Помните, что прозрачность будет работать только на 3Д-видах, на планах и разрезах материал всегда сплошной.

Вкладка «Графика». Тут все самые важные настройки
Вкладка «Графика». Тут все самые важные настройки
Задал настройки цвета и прозрачность
Задал настройки цвета и прозрачность

В блоке есть галочка «Использовать визуальный образ». О ней чуть позже, сначала посмотрим последнюю вкладку.

В блоке «Штриховка поверхностей» есть два подблока, нам интересен только первый — «Передний план». Блок «Штриховка разреза» и оба подблока «Фон» нам неинтересны, так как инженерные элементы являются невырезаемыми, поэтому эти настройки никак не скажутся на внешнем виде семейств.

В подблоке «Передний план» мы можем указать штриховку и её цвет. То есть поверх нашего цвета будет ещё штриховка со своим цветом. Поскольку штриховка может быть не только линиями, но и сплошная, то так мы можем целиком залить материал другим цветом. Вот пример такой настройки:

Добавил сплошную заливку
Добавил сплошную заливку

При такой комбинации получим интересную особенность материала: семейство всегда будет окрашено в цвет штриховки, независимо от того, каков цвет системы и какой визуальный стиль применён к виду. Даже в режиме «Скрытых линий» семейство будет залито. И только на каркасе оно будет просвечивать.

В статье «Всё о цвете воздуховодов и трубопроводов» рассказывал о порядке окрашивания элементов систем. Если системе задан материал определённого цвета, то все семейства будут окрашиваться в этот цвет — он будет наследоваться с материала системы. Но если у семейства применён материал со сплошной заливкой, то заливка перекроет цвет системы.

Такой подход реализовал в своих пожарных шкафах, в итоге даже если система имеет синий цвет, шкафы остаются красными.

Системе назначен цвет через материал, но шкаф этот цвет не наследует из-за сплошной штриховки
Системе назначен цвет через материал, но шкаф этот цвет не наследует из-за сплошной штриховки
Но из-за этого на «Скрытых линиях», когда труба уже не окрашивается, шкаф всё равно остаётся красным
Но из-за этого на «Скрытых линиях», когда труба уже не окрашивается, шкаф всё равно остаётся красным

У штриховки есть ещё одно интересное применение — с её помощью можно создавать эффект решёток. Например, у нас есть кондиционер и у него на корпусе решётка для выпуска воздуха. Если нужно моделировать решётку, то сделать это лучше материалом, а не рисованием линий: линиями сложно управлять и они куда сильнее нагружают семейства.

Можно создавать два вида штриховок: условные и моделирующие. Условные являются аннотативными, то есть при изменении масштаба штриховка визуально меняется, но при печати расстояние между линиями будет всегда одинаковым.

Создание условной штриховки. Если в правом меню выбрать «Пользовательские», то можно загрузить свою штриховку в формате PAT
Создание условной штриховки. Если в правом меню выбрать «Пользовательские», то можно загрузить свою штриховку в формате PAT

Для решётки больше подходит моделирующая штриховка — она не меняет свои размеры при изменении масштаба. По сути линии штриховки ведут себя как обычные линии модели. Однако у них есть ограничение по величине интервала: минимум 14 мм.

Создание моделирующей штриховки
Создание моделирующей штриховки
Наложил материал со штриховкой на кубик
Наложил материал со штриховкой на кубик

Как видите, основной цвет и прозрачность материал берёт из блока «Тонирование», а поверх накладывает линии штриховки.

Подбирая цвет и играясь штриховкой, можно закрыть большинство задач по раскрашиванию геометрии в семействах.

Осталась последняя вкладка — «Представление». Она отвечает за отображение материала при визуализации проекта — рендеринге. Если выпускаете только чертежи и модель без дизайнерского визуала, то по большому счёту настройки здесь вам не очень важны.

Внимание! Настройки ниже есть по умолчанию при создании нового материала, однако в 2019 версии изменили типы материалов, поэтому в идеале надо бы делать иначе, и об этом рассказываю дальше в статье. Тем не менее, если вам плевать на рендер и нужны только цвета, то можно не париться. Я обычно не парюсь.

Обязательный момент: всегда перебивайте значение в параметре «Имя». Обычно пишу сюда название материала. После этого посмотрите в левый верхний угол, где значок ладони, — текст рядом с ладонью должен совпадать с тем, что вы написали в параметре «Имя».

Вкладка «Представление». Здесь важно перебить значение в параметре «Имя»
Вкладка «Представление». Здесь важно перебить значение в параметре «Имя»

Дело в том, что представление материала — это как бы отдельная настройка отображения, которая прикручена к материалу. У разных материалов может быть одно представление.

Например, на рендере вам нужно, чтобы все воздуховоды выглядели одинаково — как оцинковка, но внутри проекта на тонированном режиме хотите отделять приточные и вытяжные системы по цвету. В этом случае можно создать два материала: у них будут разные имена и настройки на вкладке «Графика», но на вкладке «Представление» будет всё одинаково.

В итоге в проекте воздуховоды разных цветов, а на рендере и при визуальном стиле «Реалистичный» — одинакового.

Представление можно настроить двумя способами: вручную и по готовым пресетам материалов. Это я так назвал «пресеты материалов», у них наверняка есть специальное название, но это знание никак не помогает ими пользоваться.

Чтобы настроить вручную, нужно пройтись по вкладке и указать значения цвета, блеска, вида блеска, прозрачности и так далее. Как правило, я ограничиваюсь цветом, типом и уровнем блеска, иногда прозрачностью и отражательной способностью. Наверху есть миниатюра, которая примерно покажет, как будет выглядеть материал на рендере.

Пример материала, попробовал сделать что-то вроде хромированной стали
Пример материала, попробовал сделать что-то вроде хромированной стали

Можно выбрать изображение — подгрузить текстуру. Не советую так делать, если нет реальной потребности, потому что эти картинки сложно передавать вместе с моделями, они постоянно теряются: при экспорте в Нэвис, при открытии модели на другом компьютере, если не положить текстуру по тому же пути, что она лежала на компьютере, где материал создали. Красота превращается в геморрой, не стоит оно того.

Обратите внимание, что тест рядом с ладошкой повторяет то, что написано в параметр «Имя».

Всегда прописывайте сюда имя материала
Всегда прописывайте сюда имя материала

Второй способ поменять представление материала — выбрать из существующей библиотеки представлений. Для этого нужно нажать на кнопку «Замена компонента» на вкладке «Представление». Откроется отдельное окно «Диспетчер объектов».

В нём нужно раскрыть папочку с подборкой материалов, найти нужную категорию, в ней — подкатегорию, в правой части отыскать подходящий материал и нажать на кнопочку с двумя стрелками справа от него — так вы замените своё представление на пресет. После этого окно можно закрыть.

Замена пользовательского представления на пресет
Замена пользовательского представления на пресет
После замены вкладка «Представление» выглядит вот так
После замены вкладка «Представление» выглядит вот так

Копирование материалов

С этими представлениями связана ещё одна особенность материалов, и ничто не может передать её лучше, чем мем с Боромиром:

Да, нельзя
Да, нельзя

Если нажать в списке материалов правой кнопкой мыши, то там будет команда для копирования. Кажется, что никакого подвоха нет — копируй и всё, но нет.

Когда мы копируем материал, создаётся новый материал, но у копии остаётся то же представление, что и у оригинала. Это связано с распространённой ошибкой: пользователь копирует материал, меняет ему название, настройки графики и представления. Но поскольку представления обоих материалов связаны, автоматически меняется и представление первого материала.

Создал материал, чтобы скопировать
Создал материал, чтобы скопировать
Представления совпадают
Представления совпадают
Представления связаны и меняются вместе
Представления связаны и меняются вместе

Обратите внимание на значок ладошки — над ним появилось число «1». Это число показывает, сколько есть материалов с одинаковым представлением.

Таким образом просто так скопировать материал нельзя. Само собой, если вам так и нужно, чтобы представления были одинаковыми, то всё в порядке.

Если представления должны быть разными, то после копирования нужно нажать на кнопку с двумя листами, в этом случае представления «разделятся» на два независимых. И после этого не забудьте вновь поменять имя представления — оно должно быть уникальным.

Дублирую компонент, чтобы разорвать связь между материалами
Дублирую компонент, чтобы разорвать связь между материалами
Получаю два независимых материала
Получаю два независимых материала

Не забывайте об этой особенности материалов.

Теперь вернёмся к галочке на вкладке «Графика».

Галочка «Использовать визуальный образ»
Галочка «Использовать визуальный образ»

Если поставить галочку, то Ревит будет для тонированного режима брать настройки с вкладки «Представление». При этом Ревит как-то усреднённо вычислит, какой цвет применить к элементу.

Когда задаёте цвет материала, помните, что он всё равно не будет выглядеть прямо как в каталоге RGB из-за теней, высоты солнца и прочих параметров, которые влияют на отображение цвета.

Проблемы с материалами

Частая проблема: материалы, у которых в представлении выбран какой-нибудь блестящий металл, в проекте в реалистичном режиме выглядят почти чёрными. Такое бывает, потому что разработчики что-то там меняют в типах материалов. Обычно у старых материалов есть вот такой значок предупреждения:

Revit: как создавать материалы
Revit: как создавать материалы

С 2019 версии поменялись типы материалов, теперь есть «Прозрачный», «Непрозрачный», «Металл» и «Слоистый». По науке это называется «типы шейдеров» или «классы шейдеров». Суть в том, что старых типов было полно и все они теперь с предупреждением.

Если вам принципиально создать материалы для рендера, тогда придётся заменять все материалы, вернее, их представления. Для этого найдите подходящий материал в библиотеке представлений, замените им свой материал, а потом переименуйте его и отредактируйте в нужный цвет.

Захожу в редактор материалов, выделяю материал, нажимаю на замену компонента
Захожу в редактор материалов, выделяю материал, нажимаю на замену компонента
Выбираю в стандартной библиотеке представлений какой-нибудь подходящий материал, нажимаю по нему два раза
Выбираю в стандартной библиотеке представлений какой-нибудь подходящий материал, нажимаю по нему два раза
Сразу переименовываю материал (давайте адекватное имя) и заполняю параметры
Сразу переименовываю материал (давайте адекватное имя) и заполняю параметры
Ниже в параметрах переключаюсь в режим цвет и задаю нужные значения
Ниже в параметрах переключаюсь в режим цвет и задаю нужные значения
Снимаю галочку, чтобы отключить текстуру и не зависеть от файлов с картинками
Снимаю галочку, чтобы отключить текстуру и не зависеть от файлов с картинками

Таким образом настраиваю материал и получаю нужный цвет в реалистичном режиме.

Создание библиотеки материалов

Можно не создавать материалы каждый раз заново, а хранить их в отдельном файле и даже открывать в разных Ревитах и на разных компьютерах.

Из-за разных версий материалы могут подглючивать, у меня иногда слетают настройки цвета, но это лучше, чем каждый раз делать с нуля.

Чтобы создать свою библиотеку, нажмите на кнопку с папочкой в левом нижнем углу. Там будет команда «Создать библиотеку». Жмите и выбирайте место, куда сохраните файл с материалами, его расширение — ADSKLIB. Теперь в диспетчере появится ваша пока что пустая библиотека. Чтобы добавить материал в библитеку, нужно просто перетащить материал.

Кнопка для создания библиотеки
Кнопка для создания библиотеки
Сохраните в нужной папке на компьютере
Сохраните в нужной папке на компьютере
Библиотека пока пустая, но мы это исправим
Библиотека пока пустая, но мы это исправим
Перетаскиваю материал в библиотеку, потом ещё парочку
Перетаскиваю материал в библиотеку, потом ещё парочку
Библиотека пополнилась материалами
Библиотека пополнилась материалами

Теперь, чтобы добавить материал из библиотеки, вам достаточно открыть диспетчер материалов, выделить свою папку и либо перетащить материал в верхний список, либо два раза по нему нажать левой кнопкой мыши.

Если добавляете в список материал, имя которого уже есть, то получите вот такое окно:

Окно предупреждения об одинаковых именах материалов
Окно предупреждения об одинаковых именах материалов

Заменить — материал заменится. Сохранить оба — представления материалов переименуются, к ним добавятся (x), где x — порядковый номер материала, у старого будет 1, у нового — 2. Отмена — не добавлять.

Чтобы поменять настройки материала в библиотеке, нужно сначала добавить материал в список, отредактировать, а потом снова перетащить в библиотеку и заменить.

Загрузка материалов

Если нужно загрузить материал в проект или семейство, то тут два варианта.

  1. Загрузить из библиотеки. Способ описал выше.
  2. Скопировать из другого проекта/семейства.

Чтобы скопировать материалы, откройте в одном Ревит файл-источник материалов и файл-получатель. Перейдите на вкладку «Управление» → «Копировать стандартны проекта». Укажите файл, откуда будете копировать материалы → снимите все галочки, кроме «Материалы» → ОК.

Копирование материалов между файлами
Копирование материалов между файлами
Выберите «Только новые». Или «Заменить», если материалы совпадают по именам и хотите заменить их
Выберите «Только новые». Или «Заменить», если материалы совпадают по именам и хотите заменить их

Будьте готовы к тому, что скопируются все материалы, в том числе и не нужные.

Также в проект копируются все материалы из семейства при загрузке последнего. Если отредактировать материал в семействе и снова загрузить в проект, то материал не заменится — нужно идти в диспетчер материалов, искать его в списке и менять, чтобы корректировки появились и в проекте.

Обязательно чистите семейства и проекты от ненужных материалов — не надо оставлять мусор в файлах. Для этого есть команда «Очистить неиспользуемое» на вкладке «Управление». Пройдитесь ею два-три раза.

Очистка семейств и проекта от лишних элементов
Очистка семейств и проекта от лишних элементов

Обновления статей удобно получать в Телеграм-канале «Блог Муратова про Revit MEP». Подписывайтесь и приглашайте коллег. Можно обсудить статью и задать вопросы в специальном чате канала.

Читайте методичку для проектировщиков: полезный материал, в котором последовательно рассказываю, как создавать модель.

Бесплатные обзоры ваших моделей

Периодически провожу «Ревит-линчи» — разбираю файлы семейств и проектов пользователей и отвечаю на вопросы по Ревиту и БИМ-технологиям. Дату и ссылку на Ревит-линч публикую в Телеграм-канале. Приходите, там интересно.

Отблагодарить автора

Я много времени уделяю блогу и разработке семейств. Если хотите отблагодарить меня, то можете сделать небольшой подарок (именно подарок, такой перевод не облагается налогом).