Это статья для новичков в Ревите. Расскажу, какие бывают семейства, основную иерархию элементов в модели и как можно загрузить в свой проект разные семейства. Говорить будем про инженерные семейства, но общая логика одинакова для любых семейств независимо от раздела проектирования.
Иерархия семейств
Это условная иерархия, просто для понимания того, как устроен порядок семейств.
Есть семейства — просто одна большая группа элементов. Внутри этой группы семейства делятся на категории. Внутри категории — на отдельные семейства. В каждом семействе есть минимум один типоразмер. Если семейство загрузили в проект, но не разместили, оно так и остаётся только типоразмером, их называют family symbol. Если загрузили и разместили, то вот этот конкретный элемент модели называется экземпляром.
Подробнее про типы и экземпляры читайте в посвящённой им статье.
Классификация семейств
В Ревите все семейства делятся на категории, об этом позже, а категории можно поделить на три большие группы по методу их создания и хранения:
- Системные категории (стены, перекрытия, трубы, воздуховоды, лотки, короба),
- Загружаемые категории (двери, окна, арматура и оборудование труб и воздуховодов, светильники, розетки),
- Модели в контексте (почти те же категории, что у системных и загружаемых).
Внутри категорий семейства можно поделить по методу размещения в проекте, это называется — по основе. Об этом поговорим как-нибудь в другой раз.
Давайте разберём системные и загружаемые категории. Модели в контексте я не буду подробно рассматривать, потому что инженерам они редко пригождаются.
Системные категории
Системные категории так называются, потому что логика их построения жёстко задаётся программой — системой — и хранятся они только в проекте или в шаблоне проекта. Как правило, такие элементы не имеют фиксированных размеров, они «резиновые».
Например, есть системная категория «Стена». У стены мы задаём её толщину и порядок слоёв, но длина и высота выбираются в момент создания. У перекрытия есть толщина, но её контур тоже задаётся по месту: нарисовали эскиз, нажали галочку — Ревит построил плиту.
В инженерке то же самое. Есть трубы и воздуховоды. У трубы мы задаём наружный, внутренний и условный диаметр, почитать об этом можно в отдельной статье, но длину трубы мы задаём при её создании. И при этом в любой момент можем её укоротить или удлинить, она «резиновая».
При этом мы всегда строим такие элементы одинаково. Труба всегда строится как отрезок, как ось, а потом Ревит на эту ось натягивает «цилиндр» — получается труба в объёме. Эта логика жёстко задана, мы не можем рисовать трубу иначе. Именно поэтому в Ревите нельзя «гнуть» трубу, это всегда прямой цилиндр, хотя в жизни трубу гнут, и происходит это не только на пьяных вечеринках сантехников.
И так как у нас нет возможности вынести эту логику построений из Ревита куда-то в отдельный файл, оно зашито в самом файле проекта, то и семейства системных категорий мы храним в проекте или в шаблоне проекта, что почти одно и то же.
С этим связаны ещё некоторые особенности таких семейств.
Добавление параметров
К системным категориям параметры можно добавлять только через параметры проекта. Подробнее об этом читайте в другой статье блога. Из-за этого параметр добавляется сразу ко всем элементам категории. Например, если нужно добавить параметр «Толщина металла» к воздуховодам, то параметр появится вообще у всех воздуховодов, неважно, металлические они или нет. Это неудобно, но вот так оно работает.
Через параметры проекта к системным категориям можно добавлять как общие параметры, так и обычные параметры проекта. Общие параметры можно вынести в марки и спецификации, обычные — только в спецификации. Но в обоих случаях не получится задавать какие-то формулы и зависимости в параметры, подобную автоматизацию можно делать только сторонними средствами.
Например, нельзя ввести параметр «Длина трубы с запасом», чтобы в момент отрисовки трубы у неё в свойствах появлялся этот параметр и в нём считалась длина с каким-то коэффициентом запаса. Такое делают в спецификациях с расчётными параметрами, и значение можно увидеть только в ней, а не в элементе.
Загрузка в проект
Так как семейства в системных категориях не хранятся отдельно от проекта, то мы их можем загружать в другие проекты только через копирование между файлами. Есть два способа: копирование вручную через буфер и копирование стандартов проекта.
В обоих случаях вам нужно в одном сеансе Ревите запустить два проекта: источник семейств и целевой файл, куда хотите загрузить семейство. При ручном копировании в источнике выбираете в диспетчере проекта нужный тип семейства и нажимаете Ctrl + C — копируете в буфер.
Далее переходите в свой целевой проект на план этажа или 3Д-вид и нажимаете Ctrl + V — вставляете из буфера. Семейство загрузится в ваш проект. При этом, если копируете трубы, воздуховоды, лотки или короба, то они скопируются вместе с соединителями из настроек трассировки. Прочитать про настройки трассировки можно где? Да, у меня в блоге.
При копировании стандартов проекта алгоритм немного иной. Открыли два файла, перешли в свой проект, идёте на вкладку «Управление», ищете команду «Копировать стандарты проекта». Нажимаете и в появившемся окне отмечаете галочками нужные элементы и жмёте ОК.
В случае ручного копирования вы можете выбирать конкретные типы, которые хотите скопировать. В случае копирования через стандарты проекта выбирать нельзя, Ревит скопирует всё скопом.
При этом копируются не только типы системных категорий, но и их параметры. Если вы добавили к категории параметр проекта в файле-источнике, то этот параметр скопируются и в ваш целевой файл. В итоге у всех элементов вашего файла появятся эти параметры. Чаще всего это удобно, хотя иногда и может копироваться мусор. Поэтому сначала лучше проверить, что копируете.
Присутствие в диспетчере проекта
Менее приятная особенность системным категорий — они всегда есть в любом проекте, неважно, какой раздел выполняете. Так как логика их работы живёт в самом ядре Ревита, то он их тащит в каждый проект. Именно поэтому у инженера отопления в диспетчере проекта в семействах есть и стены, и крыши, и лотки, хотя они все ему не нужны. Их нельзя удалить, они всегда есть и первое время мозолят глаза, а потом привыкаете и уже не видите их.
Встроенные параметры
У всех семейств в Ревите есть какой-то минимальный набор параметров. У системных категорий есть ещё и свои системные, или встроенные, параметры. Например, для стены это площадь поверхности. Для трубы или воздуховода — их длина или диаметр. Их можно выносить в марки, в спецификации, смотреть в окне свойств. Как правило, большинство таких параметров Ревит вычисляет автоматически и сразу в момент построения.
Загружаемые категории
Эти семейства мы загружаем с диска в проект, поэтому они и загружаемые. У них есть свой формат хранения — RFA, revit family. Они бывают разные, но их объединяет одно: эти модели когда-то какой-то человек создал в редакторе семейств Ревита.
При разработке семейства автор выбрал одну из категорий, поэтому семейство принадлежит какой-то категории. Большинство категорий можно менять между собой в редакторе. Например, сделали радиатор оборудованием, а потом решили поменять на сантехнические приборы. Так сделать можно, это не запрещено.
Логика работы с семейством в каких-то моментах строго задана, но в то же время есть и масса свободы по тому, как организовать взаимодействие пользователя с семейством. Например, есть строгий алгоритм, как правильно делать отводы трубопроводов с точки зрения настройки и расположения соединителей. Именно его я показываю в своём курсе о фитингам.
Но в то же время отвод может быть очень разной геометрической формы: угольником, гладким, сегментным, раструбным, фланцевым и так далее. Можете в редакторе ориентировать его слева-направо или сверху-вниз. Здесь вас никто не ограничивает, делайте, как вам удобно. Хотя положение семейств лучше делать всегда единым, иначе могут быть проблемы при замене.
Отсюда и дихотомия загружаемых семейств: есть некоторая свобода действий, но она тоже ограничена логикой работы с этими семействами. Поэтому хороших разработчиков семейств мало. С одной стороны, они делают просто неправильно то, что строго задано, с другой стороны, они неправильно пользуются свободой действий, в итоге получаются неудобные для пользователя семейства.
Также минус этой свободы — нестандартизированные интерфейсы. Можно сделать панельный радиатор, в котором длина будет задаваться по экземпляру, то есть у каждого радиатора в модели индивидуально, а можно сделать параметром по типу, тогда длина будет меняться у всех радиаторов этого типа одновременно. Тут нет правильного или неправильного подхода.
В итоге новичку просто сложно разобраться, с тем, что именно надо нажать в семействе, чтобы оно сделало то, что нужно. Поэтому рано или поздно все, кто хочет больше контролировать свою жизнь в Ревите, сталкивается с необходимостью учиться работе с семействами. Здесь могла бы быть ссылка на мои потрясающие курсы, но я уже давал её тремя абзацами выше.
Добавление параметров
В загружаемые семейства параметры добавляются и в редакторе, и через параметры проекты. В редакторе можно добавлять параметры индивидуально, а через параметры проекта — тоже сразу ко всем элементам из категории, как и в случае с системными семействами.
Загрузка в проект
Семейства загружаются с диска. Скачали с интернета, положи к себе в папочку. Дальше пошли на вкладку «Вставить» → «Загрузить семейство».
Это самый правильный способ загрузки, так как если у семейства есть каталог типоразмеров, то он тоже подгрузится и сможете выбрать типоразмеры. Про каталоги тоже есть статья.
Присутствие в диспетчере проекта
Если семейство не загрузили, то и в диспетчере его не будет видно. Если семейств какой-либо загружаемой категории вообще нет в проекте, то и категория в диспетчере отображаться не будет. Например, если только начали проект и ещё не загружали семейства арматуры трубопроводов, то такой категории в диспетчере не будет до момента загрузки первого семейства.
Модели в контексте
Это семейства, которые мы можем создавать не в редакторе, а прямо в проекте. При этом как категорию у них можно выбирать и некоторые системные категории, и загружаемые. Чаще всего ими пользуются архитекторы и конструкторы, инженеры сетей применяют их редко.
Например, архитекторы могут с их помощью делать всякие неровные стены или вырезать в них отверстия и ниши. В своей практике я не нашёл особого применения этим семействам. Мне кажутся они неудобными с точки зрения и создания, и взаимодействия. Особенно бесит, что типоразмеры не сделать, а плодить кучу отдельных семейств не нравится.
Однако даже они могут сгодится. Например, с их помощью вы можете быстро создать фундамент под насос или что-то вроде этого. Далее уже либо выдаёте как задание строителю, либо так и оставляете. Главное, потом не забывать отфильтровывать из спецификаций, если в них будет попадать этот элемент.
В то же время тот факт, что к ним можно добавить общие параметры и использовать в спецификациях, позволяет нам использовать их как фиктивные элементы модели для добавления нужных позиций в спецификацию. Так делать нехорошо, но иногда заказчики не оставляют выбора и требуют, чтобы всё было обязательно из модели, неважно, насколько это адекватно. Есть спрос — есть предложение.
На этом оканчиваем обзор разных видов семейств.