Опишу общий принцип работы марок и как подписывать элементы в Ревите. Далее в тексте под маркировкой буду понимать любые надписи и выноски, которые используем при оформлении модели.

Инструменты для подписи и маркировки
Инструменты для подписи и маркировки

Классификация

Сперва давайте разберёмся, чем вообще можно подписывать элементы модели:

  • Марки по категории,
  • Марки по нескольким категориям,
  • Ключевые пометки,
  • Типовые аннотации,
  • Текст модели,
  • Текст.

Пройдусь по каждому варианту.

Марки по категориям

Это основной инструмент по маркировке в Ревите. Рекомендую прочитать отдельную статью или посмотреть видео, чтобы хорошо разобраться в теме. Ссылки будут чуть ниже.

Марка — отдельное загружаемое семейство с набором «ссылок» на параметры элементов. Эти «ссылки» создаются в семействе с помощью команда «Метка». В марках можно использовать либо системные, либо общие параметры.

У каждой категории в Ревите свой набор системных параметров. Например, у воздуховодов есть параметр «Расход», у трубы есть параметр «Внешний диаметр». Системные параметры всегда есть, они зашиты в Ревит, поэтому и в марки их легко можно вывести. Как правило, они удобны для системных категорий вроде труб, воздуховодов, стен.

Если нам не хватает системных параметров, то можно пользоваться общими параметрами. Их также можно добавить в марку. Чтобы марка правильно работала, общий параметр должен быть добавлен и в семейство, иначе вместо значения получим пустое поле и знак вопроса при выделении марки.

По сути марка — это такое окно в параметры элемента. При создании вы указываете, какие именно параметры хотите выводить в марку. Дальше ставите марку на элемент, если там есть эти параметры, а в параметрах — значения, то марка их выводит.

В Ревите марки не просто выводят информацию, но и позволяют менять её. Если выделить марку, то метки, которые можно менять, подсвечиваются синим — если один раз нажать по синему тексту, то появится текстовый блок или окошко для редактирования.

Можете подробнее почитать про создание марок в отдельной статье про марки трубопроводов или посмотреть моё видео:

Марки по нескольким категориям

То же самое, что марки по категории, но они работают с разными категориями сразу. Марку по категории мы создаём для конкретной категории. Если сделать марку для категории трубы, она не будет работать с воздуховодами. При создании такой марки нужно выбирать специальный шаблон семейства.

Шаблон семейства для марки по нескольким категориям
Шаблон семейства для марки по нескольким категориям

Марка по нескольким категориям позволяет нам подписывать элементы из разных категорий. Такая универсальность приводит к сужению набора параметров, которые можно выводить в марку. В основном это стандартный набор системных параметров, которые видны в окне «Изменить тип». Но также можно добавлять и общие параметры.

Желтым — стандартные параметры в марке для нескольких категорий
Желтым — стандартные параметры в марке для нескольких категорий

В нижнем правом углу на картинке выше красным выделил выпадающий список «Параметр фильтра». В этом поле можно выбрать один параметр, системный или общий, по которому Ревит будет понимать — маркировать элемент этой маркой или не надо.

Например, добавили в марку по нескольким категориям два параметра: «Описание» и «ADSK_Позиция». Если в поле «Параметр фильтра» выбрать «ADSK_Позиция», то при маркировке элементов в проекте эту марку можно будет поставить только на те элементы, у которых есть параметр «ADSK_Позиция». На те элементы, у которых параметра нет, поставить марку не получится.

Это особенно удобно при автоматической маркировке — элементы без параметра проигнорируются, потом не придётся удалять марки руками. Хотя преимущество такое себе, ведь автоматическая маркировка работает плохо, об этом расскажу ниже.

В марки по нескольким категориям очень удобно засовывать такие параметры, которые встречаются у разных элементов в разных категориях. Уже упомянутый «ADSK_Позиция» — прекрасный пример этого.

Ключевые пометки

В Ревит можно подгрузить таблицу ключевых пометок, по сути это такой классификатор, в котором есть код — индекс пометки, и соответствующие ему значения — текст ключевой пометки.

Параметры пометок — здесь указываем путь к файлу с ключевыми пометками
Параметры пометок — здесь указываем путь к файлу с ключевыми пометками

Разновидности

У каждого элемента модели и материала есть параметр типа «Ключевая пометка». Параметр есть и у системных, и у загружаемых семейств. Если подгрузили файл с ключевыми пометками, то можете выбрать их из файла и записать значение в параметр. Исходя из логики инструмента, можно создать корпоративный классификатор обозначений для элементов и применять его в маркировке элементов модели и материалов.

Ключевая пометка — стандартный параметр типа в системных и загружаемых семействах
Ключевая пометка — стандартный параметр типа в системных и загружаемых семействах
Неправильный перевод параметра в свойствах материала
Неправильный перевод параметра в свойствах материала

Ключевые пометки сидят на вкладке «Аннотации», их три вида:

  • пометки для элементов — значение кода берётся из параметра типа элемента, в примере ниже это свойства стены;
  • пометки для материалов — значение код берётся из параметра материала на вкладке «Идентификатор»; пометку можно поставить в тех случаях, когда материал видно, например на низкой детализации материал стены не видно, пометку не поставить;
  • пользовательские пометки — после простановки пометки можно вручную указать код из файла ключевых пометок; подходит, когда модель уже готова, а кодов в семействе заранее не проставили — придётся расставлять вручную. Основная проблема — можно назначить что угодно, никакой связи с параметрами элемента не будет.

На изображении ниже стена и три пометки. Первая — код самой стены из её параметра, вторая — для материала теплоизоляции, третий — пользовательская пометка. Пользовательская пометка берёт ключ из файла ключевых пометок, но он не записывается в параметры элемента, то есть это просто подпись без реальной связи с элементом.

Три вида пометок на одном элементе
Три вида пометок на одном элементе
Параметры стены
Параметры стены
Параметры материала теплоизоляции, который есть в слоях стены
Параметры материала теплоизоляции, который есть в слоях стены

Файл ключевых пометок

Файл создаётся в блокноте, хранится в формате TXT. Если используете русский язык, то нужно сохранять с кодировкой ANSI или UTF-16 LE. В остальных случаях буквы превратятся в значки или иероглифы.

Форма записи следующая:

КЛЮЧ (индекс пометки) — знак табуляции — ТЕКСТ КЛЮЧЕВОЙ ПОМЕТКИ — (опционально ключ заголовка)

Пример файла ключевой пометки
Пример файла ключевой пометки

В примере выше два вида ключей — с одинарной вложенностью и с двойной. Одинарная — под заголовком «ЧИТАЕШЬ СТАТЬЮ МУРАТОВА». Форма записи ключа тут такая:

пишем ключ (МОЛОДЕЦ) — табуляция — текст пометки (Подпишись на блог) — табуляция — ссылка на заголовок, чтобы сгруппировать пометки (ЧИТАЕШЬ СТАТЬЮ МУРАТОВА)

В итоге формируется структура, в которой есть заголовок и ключи под ним. В двойной вложенности публикуем заголовок, под ним подзаголовок, два знака табуляции, далее указываем заголовок, к которому должен относиться подзаголовок. После пишем ключ, значение и ссылку на подзаголовок, всё отделяем табуляциями.

Делать так много абзацев необязательно, добавил их для наглядности. Можно писать всё через строку. Учтите, что все записи Ревит собирает в алфавитном порядке, неважно, как именно вы их записали в файле блокнота. Поэтому целесообразно для заголовков и подзаголовков формировать текстово-цифровые коды.

Разобрался со структурой не сразу, помог пример из папки «C:ProgramDataAutodeskRVT 2020LibrariesRussiaRevitKeynotes_RUS.txt». Один раз в голове уложится, потом будет проще.

Легенда ключевых пометок

Для ключевых пометок можно собрать легенду ключевых пометок. По сути это спецификация, куда выводят ключ и текстовое описание. Поэтому выше и говорил, что инструмент можно использовать как корпоративные правила по обозначениям и наименованиям.

Проще всего создать легенду можно в диспетчере проекта, правой кнопкой по «Легенда» и выбрать «Создать легенду ключевых пометок». Далее у нас всего два поля, они уже добавлены в поля спецификации. Все настройки отображения стандартные, можете почитать об этом в полном гиде по спецификациям.

Создание легенды ключевых пометок
Создание легенды ключевых пометок
Ключевые пометки и легенда для них
Ключевые пометки и легенда для них

Если нужна простая ведомость с обозначениями и расшифровкой, можно воспользоваться ключевыми пометками.

Способ нумерации

В параметрах ключевых пометок есть способ нумерации — по ключевой пометке или по листу.

Способы нумерации ключевых пометок
Способы нумерации ключевых пометок

Если выбрать «По ключевой пометке», то при расстановке ключевых пометок на элементах марка будет выводить текст ключевой пометки, как это видно на всех скриншотах выше.

Если выбрать «По листу», то при расстановке ключевых пометок возможны два варианта. Первый — у элемента уже заполнен параметр с ключевой пометкой. В это случае Ревит поставит пометку с порядковым номером в пределах листа.

То есть вот у нас три элемента на плане, у всех заполнены параметры с ключевой пометкой. Ставлю марку пометки на элемент — получаю номер 1 в марке. Далее ставлю на следующий — получаю номер 2. И так далее. Нумерация идёт в пределах одного листа, вид должен быть размещён на листе, без этого поле останется пустым.

Второй вариант — параметр ключевой пометки пустой. Тогда Ревит сначала предложит выбрать значение из таблицы, а уже потом проставит номер, как в первом варианте. Если закрыть окно с таблицей или нажать отмену, Ревит всё равно поставит марку, но ключу не будет соответствовать никакое значение. В легенде тоже будет пустая строка с номером.

Свойства ключевой марки при выборе нумерации по листу
Свойства ключевой марки при выборе нумерации по листу

В общем, я не встречал применения этого инструмента в проектах ИОС, однако при желании что-то для него придумать можно. Мне кажется, можно в проектах ТМ или ТХ использовать для подписей на принципиальных схемах и планах, при условии, что у нас есть заранее известный и повторяющийся набор оборудования и арматуры. В итоге получаем одинаковую кодификацию без необходимости сторонними средствами связывать элемент со схемы и из модели.

Про ключевые пометки можете также посмотреть видео Гэвина Крампа:

Типовые аннотации

Это отдельные загружаемые семейства аннотаций, в которых можно сделать текстовые блоки, которые заполняются по месту. В результате получаем псевдомарку: подпись с полкой и выноской есть, но по факту текст берём не из параметров, а пишем руками.

Типовая аннотация из стандартного архитектурного шаблона для Ревита
Типовая аннотация из стандартного архитектурного шаблона для Ревита

По сути всё сводится к тому, что нужно создать семейство на основе шаблона типовой аннотации, там сделать метку с текстовым параметром семейства по экземпляру. Нарисовать полки, и, что самое приятное, её длиной можно управлять параметром по экземпляру.

После размещения на виде или листе можно выделить аннотацию и на ленте нажать на добавление выноски. Причём выносок можно делать много. И далее даже создать спецификацию со всеми этими данными, и для этого не нужны общие параметры!

Пример типовой аннотации с текстом над и под полкой, которую сделал за 1 минуту
Пример типовой аннотации с текстом над и под полкой, которую сделал за 1 минуту

Спецификация называется «Ведомость примечаний». Выбираете нужное семейство аннотации, добавляете поля и так далее, как в обычной спецификации. Всё, ведомость готова. Типовую аннотацию можно размещать на видах и поверх видов на листах, ведомость — только на листах.

Прекрасная штуковина, один минус — вся информация хранится в самой аннотации, это не данные из модели, а потому не БИМово.

Текст модели

Это трёхмерный текст, который можно размещать на поверхностях. Обычно используется, чтобы сделать всякие вывески и надписи над входом в здание. Формально это не элемент оформления или подписи, это именно что элемент моделирования.

Тем не менее это текст и им можно что-то подписать при желании. Находится инструмент на вкладке «Архитектура» рядом с помещениями, про которые тоже есть большая обстоятельная статья:

Первая кнопка слева
Первая кнопка слева

Главная проблема этого инструмента — при маленьком размере шрифта геометрия ломается и выглядит удручающе. Можно задать толщину, размер, шрифт, материал и подкатегорию. Категория самого текста — обобщённые модели.

Текст модели, высота 600 мм, сверху Arial, снизу GOST Common
Текст модели, высота 600 мм, сверху Arial, снизу GOST Common
Текст модели, высота 10 мм, шрифт GOST Commom
Текст модели, высота 10 мм, шрифт GOST Commom

Возможность уменьшать высоту шрифта сильно зависит от используемого шрифта. Мелкие подписи этим инструментом не сделать.

Текст

Обычный элемент аннотаций — текст. Его видно только на том виде, где вы его написали, он никак не связан с элементом и не меняется при перемещении или изменении модели. Максимально не БИМово, но инструмент есть, и о нём нужно рассказать.

Текст, как и типовые аннотации, можно размещать на видах и на листах, а после добавлять выноску. При создании есть небольшой набор инструментов для редактирования:

Инструменты по редактированию текста
Инструменты по редактированию текста

Всё довольно базово: работа с буфером обмена, стиль начертания, индекс и степень, поменять все знаки на прописные и кнопки для работы с маркированными списками.

После создания текста к нему можно добавить выноску, а также настроить выравнивание. Так как текст — системное семейство, то в свойствах типа есть дополнительные параметры, их рассмотрим чуть ниже.

Инструменты по работе с текстом после создания надписи
Инструменты по работе с текстом после создания надписи

Пожалуй, самый полезный инструмент с точки зрения маркировки элементов — выноски у текста. Есть четыре кнопки для добавления выноски и шесть кнопок для управления точкой, откуда выноска строится.

Выноска может быть прямой или дуговой, слева или справа — вот и четыре кнопки. К одному тексту можно добавить несколько выносок. Шесть кнопок правее соответствуют построению выноски от середины верхней строки текста влево и вправо, от центра текста влево и вправо, от середины нижней строки влево и вправо. Кнопка для удаления выносок удаляет их по одной от последней к первой.

Двустрочный текст, выноска слева сверху
Двустрочный текст, выноска слева сверху
Двустрочный текст, выноски слева по центру и справа снизу
Двустрочный текст, выноски слева по центру и справа снизу

Если поставили прямые выноски, то кнопки для добавления дуговых деактивируются, потому что одновременно ставить можно либо прямые, либо дуговые. Чтобы переключить прямые на дуговые или обратно, в свойствах текста есть специальная галочка для этого. Здесь же выпадающие списки для изменения привязок выносок и выравнивание текста. «Сохранять читаемым» — когда стоит эта галочка, при повороте текста он не будет переворачиваться вверх тормашками.

Галочка для включения дуговых выносок. Снятие галочки вернёт прямые выноски
Галочка для включения дуговых выносок. Снятие галочки вернёт прямые выноски
Повернул текст на 120 градусов по часовой стрелке, буквы перевернулись, чтобы было удобнее читать
Повернул текст на 120 градусов по часовой стрелке, буквы перевернулись, чтобы было удобнее читать

С кнопками для выравнивания всё понятно, проверка орфографии с русским языком не работает. «Найти / Заменить» — интересная функция, она позволяет сделать поиск текст не только в выбранном текстовом примечании, но и на текущем виде или во всём проекте. Удобно, если нужно быстро поменять какой-то текст во всём проекте во всех примечаниях.

Окно поиска и замены текста
Окно поиска и замены текста

Теперь посмотрим на свойства типоразмера текста. Здесь можно задать цвет текста, вес линий для выносок, настроить прозрачным или непрозрачным фон за текстом. Чтобы добавить рамку — поставьте галочку «Показать границу», вокруг текста появится прямоугольник. Выноски и саму границу можно отнести подальше от текста, если вбить значение в параметр «Смещение выноски/границы». Чтобы выноска была не просто линией, а заканчивалась указателем, в «Стрелка выноски» можно выбрать указатель.

Свойства типа текста
Свойства типа текста

В группе параметров «Текста» выбираем шрифт, высоту шрифта. Размер отступа — расстояние, на которое будет смещаться текст при создании маркированного списка. Галочки для стилей начертания в комментариях не нуждаются. Коэффициент ширины сужает или растягивает текст. Вот так можно перенастроить текст:

Поменял параметры типа текста
Поменял параметры типа текста

Как видно, непрозрачный фон работает только за буквами, а не внутри границы текста. Полку для текста тут тоже не сделать, разве что использовать однострочный текст с подчёркиванием, но в этом случае выноска всегда будет строиться от середины строки.

Построение выноски у однострочного текста
Построение выноски у однострочного текста

В общем, текстом пользоваться можно на 2Д-узлах, на листах, когда нужно подписать что-то такое, что не получится промаркировать, но всегда нужно помнить — информация берётся не из модели, никак с ней не связана, а значит при любых изменениях, связанных с информацией, придётся бегать по всем листам, всё проверять и перебивать. Так себе подход к работе.

Методы размещения марок

Мы можем размещать марки по-разному, выделю четыре способа:

  • ручной;
  • при размещении;
  • автоматический;
  • копированием.

Ручной

С ручным способом всё понятно — активировали на вкладке «Аннотации» нужный вид марки, по категории или по нескольким категориям, потом наводите курсор на элементы, жмёте по ним и выносите марку в сторону.

Есть два способа выноса, я называю их в два клика и в три клика. По факту тут везде три клика, но отличаются способы кликанья мышкой после активации марки.

Алгоритм для двух кликов:

  • включите под лентой режим «Со свободным концом»;
  • навели на элемент, кликнули по нему один раз;
  • отвели марку в сторону так, чтобы на эскизе сформировалась полка;
  • кликаете два раза.

Алгоритм для трёх кликов;

  • включите под лентой режим «Со свободным концом»;
  • навели на элемент, кликнули по нему один раз;
  • отвели марку в сторону;
  • кликаете один раз — появляется точка для управления направлением марки;
  • отводите курсор ещё дальше, чтобы сформировать полку — кликаете один раз.

Метод в два клика имеет свои плюсы и минусы. Плюс — если вы расставите несколько марок и совместите их, то в дальнейшем, если придётся двигать марки, они будут примагничиваться друг к другу, можно будет нормально выровнять их полка к полке.

Минус — такие полки требуют больше места при размещении, так как важно сформировать тупой угол между полкой и выноской. Ревит по умолчанию строит выноски всегда к середине ближайшей стороны прямоугольной границы марки, из-за этого при близком размещении выноска будет приклеиваться не туда.

Метод в два клика — примеры
Метод в два клика — примеры

Метод в три клика тоже имеет плюс и минус. Плюс — вы можете делать выноски под острым углом, чтобы помогает сэкономить места при оформлении чертежа, в тесных условиях ими пользоваться очень удобно. Минус заключается в том, что такие марки довольно просто совместить при размещении, но при перемещении очень сложно поймать точное положение. Из-за этого текст и полка могут размываться при печати, появляется такой эффект тени или утолщение.

Марки не совместились идеально, есть смещение
Марки не совместились идеально, есть смещение

В Ревите 2022 и 2023 работу с марками значительно улучшили, теперь несколько полок можно строить прямо из одной марки. Почитайте об этом в статьях о новинках в версиях 2022 и версии 2023.

При размещении

При создании элементов на ленте можно нажат кнопка «Марки при размещении».

Команда «Марки при размещении»
Команда «Марки при размещении»

В большинстве случаев это абсолютно бесполезная ерунда, так как марки будут корявыми и придётся больше времени потратить на корректировку положений и удаление лишних марок.

Исключение — расстановка марок помещений и пространств или единичных элементов, для которых подходит размещение марок без полок.

Автоматически

На вкладке «Аннотации» есть кнопка «Маркировать все».

Маркировать все
Маркировать все

Кажется, что вот она — красная кнопка для оформления. Но нет, с ней проблемы ровно те же, что и с марками при размещении. Подписать всё подряд она может, но в итоге так загадит вам чертёж, что больше времени потратите на его очистку.

И опять же, для помещений, пространств и единичных элементов модели такой способ неплох. Например, в разделе ТМ на плане оборудования расставить марки с позициями. Потом руками их растащить, чтобы было красиво, ну или оставить, как есть, если устраивает.

Окно с настройкой маркировки
Окно с настройкой маркировки

1 — можно указать, что именно маркируем: все элементы на виде, только выбранные и нужно ли маркировать элементы из связей.

2 — слева от категории, которую хотите промаркировать, нужно поставить галочку.

3 — здесь выбираем семейство и типоразмер марки. Одна категория — одна марка.

4 — настраиваем выноску, её длину и ориентацию текста.

Получится ерунда, потому что Ревит не формирует выноску и полку так, как делаем мы, он будет ортогонально относить марку от элемента.

В теории этот способ ещё можно применить при маркировке имён систем у трубопроводов, когда марка нужна прямо на трубе. Если выделить трубы, на которые хотим поставить марки, отключить выноску и выбрать подходящую марку, то она проставится ровно по центру таких труб.

С другой стороны, зачем всё это, если можно активировать марку и просто протыкать по этим же трубам — меньше действий с тем же результатом. Короче, для полноценного оформления инструмент не подходит, только для некоторых задач.

Марки можно расставлять и с помощью Динамо, но пока этот вопрос глубоко не изучал, на Ютубе есть всякие видео. Видел когда-то видео с плагином, который расставляет марки и выносит их красиво за границу вида, найти не смог.

Копирование

Марки можно копировать между видами, но нужно понимать, что это элементы зависимые, у них есть основа, то есть элементы, от которых марки строятся. Поэтому при копировании на том виде, куда копируем марки, должны быть примерно в тех же местах элементы, к которым марки смогут прицепиться.

Способ ненадёжный, потому что может сработать классно, а может сработать и не очень, как повезёт.

Копирование работает через буфер с выравниваем по выбранным видам. Выделяете марки, нажимаете Ctrl+C, на кнопке «Вставить» выбираете метод вставки и указываете виды, на которые хотите скопировать марки.

Выделили марки, нажали Ctrl+C, зашли в команду «С выравниванием по выбранным видам»
Выделили марки, нажали Ctrl+C, зашли в команду «С выравниванием по выбранным видам»
Выбрали виды, куда нужно скопировать, нажали ОК
Выбрали виды, куда нужно скопировать, нажали ОК

Тоже самое можно делать с размерами, особенно удобно для копирования размеров между осями по оформленным видам.

Надеюсь, инструкция получилась понятной. На практике потестируете все варианты и станет понятнее, как что работает.

ВСЕ ПОЛЕЗНЫЕ РЕСУРСЫ МУРАТОВА В ОДНОМ МЕСТЕ

Видеокурс по семействам трубопроводных фитингов. Подробный 10-часовой курс, в котором научу создавать семейства и поделюсь лайфхаками.

Видеокурс по семействам для вентиляции. Большой курс по созданию оборудования, арматуры, воздухораспределителей и фитингов.

Отблагодарить автора

Если хотите отблагодарить меня, то можете сделать небольшой подарок (именно подарок, такой перевод не облагается налогом). Или подписаться на меня на Бусти.ту и помогать небольшим ежемесячным переводом.

Уведомления о новых статьях

Обновления статей удобно получать в Телеграм-канале «Блог Муратова про Revit MEP». Подписывайтесь и приглашайте коллег. Можно обсудить статью и задать вопросы в специальном чате канала.

Методичка по работе в Ревите

Читайте методичку для проектировщиков: полезный материал, в котором последовательно рассказываю, как создавать модель.

Манифест по разработке семейств для ОВ, ВК, ТМ

Подробная инструкция, как следует разрабатывать семейства для инженерных разделов.

Мини-курс по моделированию ОВ и ВК

В специальный плейлист на Ютубе выкладываю свои ролики по работе в Ревите. Этот курс записывал для студентов, разбираю базовые моменты по моделированию.