Чтобы правильно настроить общие координаты в проекте, нужно знать, что это за точки такие: съёмки и базовая. Буду объяснять по-простому.

Это первая статья из цикла про систему общих координат.

Внимание! Эта статья написана на основе Ревита 2019. В Ревите 2020.2 у базовой точки убрали скрепку, поэтому теперь она ведёт себя как всегда откреплённая. Чтобы переместить весь проект (как это было бы с закреплённой точкой), нужно зайти в Управление → Положение → Переместить начало координат.

Выберите команду, кликните по экрану и укажите направление и расстояние для смещения
Выберите команду, кликните по экрану и укажите направление и расстояние для смещения

О причинах таких изменений рассказываю в отдельной статье.

Что это

Точка съёмки — точка с реальными координатами проекта на планете Земля. Иными словами, это точка на генплане с координатами широты, долготы и смещения относительно уровня моря.

Базовая точка проекта — точка отсчёта для проектного нуля. С её помощью вы показываете Ревиту, откуда считать ноль. Обычно совпадает с уровнем первого этажа, но это необязательно.

Где посмотреть

Чтобы увидеть эти точки, лучше всего перейти на 3Д-вид. Зайти в «Видимость/графику», раскрыть категорию «Генплан», поставить галочки на «Базовая точка проекта» и «Точка съемки».

Базовую точку и точку съемки можно увидеть и на плане или разрезе, но они не всегда могут попасть на вид
Базовую точку и точку съемки можно увидеть и на плане или разрезе, но они не всегда могут попасть на вид

Как настроить

Точка съёмки. Выделите её на виде, рядом с ней появятся свойства.

Точка съёмки и её свойства
Точка съёмки и её свойства

Чтобы была возможность задать координаты и высоту, нужно нажать на скрепку слева. Когда она станет перечёркнутой, можете задать широту (С/Ю) и долготу (В/З). Отметка от уровня моря — это Отм. Когда завершили редактирование, не забудьте вновь закрепить скрепку кликом мышки

Ввели координаты, теперь надо снова нажать на скрепку
Ввели координаты, теперь надо снова нажать на скрепку

Текст сверху «Внутренний» — это имя площадки файла. Площадка — это что-то типа места, в котором хранятся текущие координаты и положение файла. Площадок в одном файле может быть несколько.

Базовая точка проекта. Аналогично нужно выделить базовую точку (далее БТ) и снять скрепку. Вся ваша модель бегает за БТ, поэтому если не снять скрепку, то вся модель будет перемещаться вместе с БТ.

Свойства базовой точки проекта
Свойства базовой точки проекта

Здесь у нас снова есть С/Ю и В/З и Отм. Через них мы можем задать смещение базовой точки от точки съёмки. Например, у нас на генплане есть точка угла здания на земле. У неё есть координаты и высота, но она не совпадает с пересечением первых осей А и 1 и не лежит на уровне чистого пола первого этажа. А нам нужно считать проектные отметки именно от чистого пола первого этажа.

Вот для этого нам и нужно сместить БТ от точки съёмки так, чтобы БТ лежала на уровне нуля. При этом рекомендую совмещать БТ с пересечением первых осей. Это будет удобно в дальнейшем при подгрузке связанных файлов, но об этом в другой статье.

Кроме настроек высоты и координат, у БТ есть настройка угла от истинного севера. Подробнее об этом я расскажу в отдельной статье, здесь же поясню смысл: если здание на генплане повёрнуто относительно севера на острый угол, то работать с таким зданием неудобно, поэтому его можно повернуть так, чтобы оси были параллельны краям монитора.

С помощью угла от истинного севера можно повернуть здание так, чтобы работать с ним было удобнее
С помощью угла от истинного севера можно повернуть здание так, чтобы работать с ним было удобнее

Таким образом вы настраиваете положение здания на планете и управляете его смещением от уровня моря.

Как упросить жизнь

Если вы работаете в рамках одного здания или даже нескольких, но вам по большому счёту пофигу, где расположено здание относительно поверхности планеты, а так оно чаще всего и бывает, то проще всего настроить точки так:
Точка съёмки — всё по нулям, положение в плане совпадает с пересечением первых осей А и 1.

Базовая точка — С/Ю и В/З по нулям, положение в плане совпадает с пересечением первых осей А и 1, а в Отм вводите абсолютную отметку уровня первого этажа. При этом не убирайте закрепление со скрепки, пусть ваше здание уедет вверх от точки съемки. Благодаря этому вы сможете ставить правильные абсолютные отметки.

В итоге ваша модель относительно планеты будет не выставлена, но внутри самого проекта всё будет нормально. А большего вам и не надо.

Что делать с ошибками

Если у вас вдруг сбилась модель и абсолютные или относительные отметки ставятся неправильно, то лезьте в базовую точку и проверяйте, что не так.

Если нужно всю модель поднять выше или ниже, то есть ваша абсолютная отметка соответственно слишком мала или велика, то не снимая скрепку вбивайте нужное значение в «Отм» у БТ, модель поднимется/опустится, отметки посчитаются правильно.

Если вам нужно изменить отметки уровней, например, у вас отметка первого этажа +2,000, а вам надо опустить его в ноль, тогда снимайте скрепку и вбивайте в БТ значение на 2000 мм больше, БТ поднимется относительно модели, а сама модель не сместится. В итоге отметки уровней пересчитаются.

Если снять скрепку, то БТ будет смещаться относительно модели, модель двигаться не будет, но будут пересчитываться все отметки уровней и элементов в модели
Если снять скрепку, то БТ будет смещаться относительно модели, модель двигаться не будет, но будут пересчитываться все отметки уровней и элементов в модели

По сути, это различные манипуляции с абсолютной отметкой.

Тема сложная, на самом деле, зачастую возникает путаница, поэтому сначала попрактикуйтесь на файле-примере.

Видеокурс по семействам трубопроводных фитингов. Подробный 10-часовой курс, в котором научу создавать семейства и поделюсь лайфхаками.

Подписаться на обновления и получать уведомления о новых статьях в Телеграм-канале «Блог Муратова про Revit MEP»

Отблагодарить автора

Я много времени уделяю блогу. Если хотите отблагодарить меня, то можете сделать небольшой подарок (именно подарок, такой перевод не облагается налогом). Лайк тоже не помешает, это должно помочь продвижению блога.