Спросили, как красиво оформить 3Д-узлы с раскрашиванием систем разными цветами. Расскажу про окрашивание систем в Ревите в целом и какими способами можно разделить системы по цветам.

Иерархия окрашивания в Ревите

Сперва теория о том, как Ревит вообще окрашивает элементы в системах трубопроводов и воздуховодов. Существует определённая иерархия, в которой есть настройки с большим или меньшим приоритетом в придании элементам цвета. Настройка с более высоким приоритетом «перебивает» остальные и элемент получает цвет в соответствии с этой настройкой.

Пойдём от низшего приоритета к высшему:

  1. Цвет элемента из стиля объекта и видимости/графики;
  2. Цвет элемента из системы трубопроводов или воздуховодов;
  3. Цвет элемента из фильтра.

1. Цвет элемента по стилю объекта

На вкладке «Управление» есть команда «Стили объектов». В ней задают цвета элементов по умолчанию. Например, каким цветом будет отображаться контур трубы на планах или 3Д.

Команда «Стили объектов»
Окно со стилями

Здесь можно задать вес линий, их цвет, образец и материал для элемента. Вес — это порядковый номер толщины линии, веса задаются отдельно в другом окне. Цвет — всё понятно. Образец — начертание линии, сплошная, пунктирная, штриховая и так далее. Линии — это грани элементов, а материал относится к поверхностям элемента. В случае с трубой линиями будут её границы по периметру элемента на виде, а поверхностью — сам цилиндр трубы.

Линии и поверхность труб

В стилях объектов задаются самые низкоранговые настройки окрашивания. Главная их особенность — эти настройки будут применяться абсолютно ко всем трубам в проекте независимо от их типа и системы. Поэтому материал применять точно смысла нет, настроить можно разве что вес. Образец всегда будет сплошным.

Исключение — это воздуховоды, у них в отличие от труб нет настройки прямого участка, где можно задать материал. Поэтому, если у вас преимущественно оцинковка, то можно такой материал задать в стилях объектов для воздуховодов и фитингов, и они будут все разом окрашиваться в оцинковку. Для более редких воздуховодов из других материалов, пластика или чёрной стали, можно задать цвет другими способами.

Цвет в стилях настраивать тоже смысла нет, потому что эти настройки почти никогда не будут отображаться, их всегда будет перебивать более приоритетная настройка, и о ней будет следующий пункт.

Чуть более высокой в иерархии будет настройка видимости/графики на вкладке с категориями модели. Она по сути переопределяет настройки из стилей объекта. Но по факту толку от неё немного по той же причине, что и от стилей — настройки системы приоритетнее, так что давайте про них и поговорим.

2. Цвет в параметрах системы

Когда мы создаем систему, то к трубе или воздуховоду сразу применяется семейство трубопроводной или воздушной системы. И у них в настройках тоже есть параметры для цвета линий и материала элементов в системе. Рассказывал об этом в статье про параметры систем.

Настройка цвета линий в свойствах системы

И вот эти настройки всегда важнее, чем настройки из стилей объектов. Единственный случай, когда вы можете увидеть трубу или воздуховод в их цвете из стилей объектов, это удаление системы с элементов. В этом случае элемент окрасится в настройки из стилей. Так как трубы и воздуховоды без системы особой пользы не несут, то у нас их почти никогда не бывает. Поэтому и ситуация такая скорее нежелательная.

Поэтому почти всегда труба и воздуховод окрашиваются в цвет системы.

Также у системы есть параметр с материалом. У него есть и плюсы, и минусы. Плюс — все элементы сети будут окрашиваться в цвет материала, то есть можно быстро применить нужный цвет ко всем элементам. Минусов два.

Первый — нельзя исключить какие-то элементы из обработки, например оборудование, ВРУ, сантехника и арматура тоже окрасятся в цвет материала, что редко бывает удобно. Второй — на реалистичном представлении этот материал будет применяться также ко всем элементам, даже если у элементов настроены свои материалы внутри семейств. В итоге картинка будет так себе.

На картинке ниже я назначил системе холодного водоснабжения материал черного цвета. Запустил встроенный рендер, вот результат: не окрасились только латунные части фитингов, потому что это общие вложенные семейства, у которых нет системы в принципе.

Поэтому назначать материал в свойствах системы такое себе мероприятие. В системах вентиляции можно сделать материалы так, чтобы на тонированном режиме отображался цвет системы, красный или синий, а на реалистичном цвет оцинковки. Но и это подходит только для канальных систем, где почти все элементы так или иначе делают из оцинкованной стали. В остальных случаях это тоже неудобно.

Но вот цвет линий однозначно мы настраиваем именно здесь. И всё же иногда нужно перебить и эти настройки, например для оформления узлов или для визуального поиска элементов. Тут нам пригодится следующий по силе инструмент — фильтры вида.

3. Фильтры вида

Главнее всех — фильтры. Конечно же, лучше разобраться с ними поглубже, поэтому предлагаю прочитать ряд статей:

  1. Статья про фильтры, их логику и методы создания.
  2. Статья про фильтры для трубопроводных систем.
  3. Статья про фильтры для вентиляционных систем.
  4. Статья про логику операторов в настройках фильтров.
  5. Статья про фильтры выбора, чем они отличаются от фильтров по правилам.

В рамках этой статьи скажу, что фильтры могут точечно переопределять видимость элементов на виде, а главное — они приоритетнее настроек системы, поэтому могут перекрашивать объекты, в какой бы системе они ни были. Это нам и нужно.

В вопросе, который мне задал знакомый и который лёг в основу этого материала, шла речь о таком окрашивании: как сделать так, чтобы на некоторых видах трубопроводные трассы окрашивались по системам, при этом оборудование и арматура не перекрашивались, а на других видах отображались без окрашивания.

Пример вида с окрашиванием по цветам систем
Пример вида без окрашивания по системам

Если хотите работать с красивыми и функциональными коллекторами, то загляните в магазин:

Фильтры вида — идеальный инструмент для такого окрашивания. Они могут обрабатывать не все категории, а только избранные, их можно добавить только к некоторым видам, они не будут влиять на остальные виды. При этом нужно уметь их создавать и добавлять на виды. Для данной задачи это не особо трудно.

Покажу примеры фильтров для вида с системами отопления и водоснабжения. Они очень похожи, но пусть будут для разнообразия.

Вид с системой отопления до применения фильтров

Задача следующая: нужно сплошным цветом окрасить трубы, фитинги и изоляцию, а всё остальное оставить без окрашивания, сделать грани чёрным цветом.

Работать буду с параметром «Имя системы», так как у трубы, изоляции и фитингов он всегда есть за редким исключением. Подачу надо сделать в оттенках красного, обратку — синего. Делаю фильтры с такими настройками:

Обратите внимание на фильтр для арматуры и оборудования. В нём нет никаких критериев. В этом случае фильтр будет выбирать вообще все элементы из указанных категорий, а значит все они окрасятся в выбранный нами цвет. У фильтров есть ещё одна фишка: окрашивание будет работать даже на виде с визуальным стилем «Скрытые линии».

После применения фильтров получаю такой вид:

Вид с назначенными фильтрами
Слева вид без фильтров, справа — с фильтрами
Фильтры окрашивают элементы и на скрытых линиях

Для отопления разница не прям существенная, но она есть. Без фильтров какие-то трубы были красными, какие-то серыми, это связано с материалом самой трубы. После применения фильтра стало акцентнее выделяться разница между подачей и обраткой, материал трубы уже не отображался.

Следующий пример — содержимое сантехнического шкафа для водоснабжения. На скрытых линиях до применения фильтров он выглядит следующим образом:

Слева — на скрытых линиях, справа — тонированный режим

Арматура окрашивается в цвет системы, общие вложенные и проточник остались черного цвета. Создаю аналогичные фильтры, вот их настройки:

Слева — скрытые линии, справа — тонированный

По-моему, выглядит вполне симпатично даже на скрытых линиях.

Однако стоит помнить про отображение системы на реалистичном визуальном стиле. При такой настройке вида фильтры перестают действовать на поверхности элементов, они действуют только на грани элементов. Потому что при реалистичном визуальном стиле, а также на визуальном стиле «Текстуры», отображаются материалы самих элементов.

Делайте проекты красивыми. С моими семействами это будет делать проще, поэтому загляните и в магазин.