Разберёмся с двумя инструментами оформления проектов: чертёжными видами и легендами. В статье расскажу, как создавать такие виды и какие возможности они дают для работы. Кратко: чертёжный вид — это 2Д-виды для деталировочных узлов а-ля Автокад, легенда — вид для условных обозначений.

Пример условных обозначений для обложки статьи
Команды «Чертежный вид» и «Легенда» на ленте Ревита

Чертёжные виды

Чертёжный вид — двухмерный вид, на котором можно инструментами рисования изобразить всё, что угодно. Основная задача таких видов — создание деталировочных узлов без связи с моделью. Также их можно использовать для создания принципиальных схем инженерных систем на стадии П или ручного рисования таблиц.

Например, в модели есть трубопроводные стояки, которые проходят в гильзах через железобетонное перекрытие. В самой гильзе нет наполнения, это просто семейство в виде куска трубы для учёта в спецификации. Для монтажников нужно указать, как герметизировать узлы прохода стояков.

Так как это стандартный узел, то оптимально будет изобразить его в 2Д-виде в документации так же, как узлы показывают в Автокаде. Нарисовали, заштриховали, текстом подписали — узел готов. Сохраняем в шаблоне и можно использовать в следующих проектах.

Создать чертёжный вид можно одноимённой командой на вкладке «Вид». Нужно задать имя вида, оно должно быть уникальным, и выбрать масштаб. Всё это можно изменить в любое время позже.

Окно создания нового чертёжного вида

Элементы на чертёжном виде не связаны с моделью и не попадают в спецификации, за исключением элементов узлов и типовых аннотаций. На них нельзя размещать экземпляры семейств, кроме 2Д-элементов, например всё те же элементы узлов.

Эта особенность элементов узлов — возможность размещать вне модели на чертёжных видах и учёт в спецификациях — делает их прекрасным кандидатом на наполнение принципиальных технологических схем. Наверное, в этом году таки напишу статью про такие схемы и покажу пример разработки, которую выполнял для одного заказчика.

Чертёжный вид можно размещать на листе только один раз. Если вам нужно один и тот же узел показывать на нескольких листах, то лучше воспользоваться легендой или придётся создавать копии чертёжного вида по количеству листов.

Наполнение чертёжного вида происходит либо инструментами рисования, либо импортом и связями с другими форматами. Ниже рассмотрим инструменты рисования. Про импорт и связи есть отдельная статья.

Инструменты рисования

Инструменты с вкладки «Аннотации», которыми можно пользоваться на чертёжных видах

Линия детализации — набор линий, дуг и геометрических фигур, команды во многом аналогичны таким же инструментам в Автокаде. Чего тут нет, так это фаски, в Ревите только скругления. Если подгружаете как подложку или пример чертёж из Автокада, то можете выбрать последний инструмент в палитре, он выглядит как курсор на зелёной линии. С его помощью можно выбирать линии из подложки: навели мышку, линия подсвечивается, нажали — линия создалась инструментами Ревита.

Для построений нужно выбрать стиль линий из выпадающего списка. Сами стили создаются на вкладке «Управление» → «Дополнительные параметры» → «Стили линий». Если нужна какая-то особенная штриховая линия, то её нужно предварительно создать в том же меню в разделе «Образцы линий».

Также под лентой есть дополнительные опции: цепь, смещений и радиус. Галочка в параметре «Цепь» позволяет строить линии по цепочке, то есть конец предыдущей линии будет началом новой линии.

Значение в параметре «Смещение» указывает Ревиту, на какой расстоянии от курсора строить линии. Это может быть удобно, если нужно на заданном смещении от какой-то линии или грани построить геометрию.

Галочка в параметре «Радиус» активирует режим рисования, при котором все углы будут скругляться на заданный радиус. Нарисуете два отрезка под углом — углом между ними скруглится. Нарисуете прямоугольник — у него будут скруглённые края.

Команда «Область» состоит из двух инструментов: цветовая область и область маскировки. Первая — это по сути штриховка, вторая — перекрывает штриховки и линии. У цветовой области в свойствах типа есть настройки: вид штриховки или сплошная заливка, а также её цвет. Параметр «Маскирование» принудительно переведёт область на передний план, она перекроет другие линии и области.

Свойства цветовой области

Во время создания или редактирования эскиза вы можете выбрать стиль линий для границ области. Не запутайтесь в повторяющихся значениях <Невидимые линии>. Один стиль линий будет отображаться пунктиром, то есть условно показывать невидимость, а второй действительно будет невидимым. Может быть полезно, если нужна заливка или маскировка, но без отображения границ эскиза.

Повторяющиеся стили невидимых линий

Штриховки тоже создаются, как и стили линий, в дополнительных настройках на вкладке «Управление». Если несколько областей накладываются, их порядок прорисовки можно настроить. Выделяете область и на ленте будут кнопки для управления порядком. Там по две кнопки, на передний/задний план будет переносить элемент на самый верх или низ, а перенос — на один слой вверх или вниз.

Порядок областей настраивается этими кнопками

Компонент и последовательность компонентов узлов — инструмент для вставки 2Д-семейств в категории «Элементы узлов». Компонент узла — одиночная вставка, а последовательность — линейный массив из повторяющихся узлов. С помощью последовательности можно показать швы кладки на стене или обозначение линии, которую нельзя реализовать стандартной линией. Это особенно популярно в разделах слаботочки, где нужно показывать всякие диковинные обозначений разных линий.

Кнопки для вставки элементов узлов. Что такое «Компонент легенды» — не знаю

Чтобы воспользоваться последовательностью узлов, нужно вызвать команду, а потом настроить свойства типа. Также вам понадобится загруженное в проект семейство элемента узла, которое будет повторяться в последовательности.

Свойства последовательности узлов

Группа элементов узла — выпадающий список, в котором выбираете семейство в категории «Элементы узлов». Для примера создал чёрный прямоугольник с линией, которая выходит вправо из верхнего правого угла прямоугольника. На скриншоте у этого семейства имя «Семейство1»

Компоновка — тут выбираем, как именно будет строиться массив. Возможны следующие варианты:

  • Заполнение доступного пространства — указываете расстояние курсором в рабочем пространстве, Ревит укладывает в это расстояние элементы один за другим без пробелов. Похоже на массив по общей длине, но не на 100 %. Про массивы тоже есть статья.
  • Фиксированный интервал — в свойствах типа указываем расстояние между элементами в параметре «Интервал». Строится массив с заданным шагом.
  • Фиксированное число — здесь указываем нужное количество элементов в последовательности. Это делается в свойствах экземпляра. Курсором указываем расстояние, внутри него равномерно появляются компоненты. Вот это уже прям совсем аналог массива по общей длине.
  • Максимальное расстояние — я не понял, чем он отличается от фиксированного интервала. Вроде строится всё то же самое.
Пример компоновки «Заполнение доступного пространства»
Пример компоновки «Фиксированный интервал». Задал интервал в 150 мм, общая длина одного компонента — 100 мм, отсюда такие разрывы между элементами массива
Пример компоновки «Фиксированное число»

Внутри — если поставить галочку в этом параметре, то элементы массива будут строиться внутри заданного расстояния. Без галочки процесс такой: кликаете мышкой в двух точках, первая — начало последовательности, вторая — конец. И в конечной точке появляется последний элемент массива, то есть он как бы выходит за расстояние, которое мы указали. Если же галочку в свойствах поставить, то элементы массива не будут выходить за указанное расстояние.

Без галочки «Внутри»
С галочкой «Внутри»

Интервал — параметр используется для вариантов последовательности, в которой нужно задавать шаг между элементами.

Поворот узла — можно выбрать угол вращения компонента с шагом 90°. Вращаться будет не вся последовательность, а только сами элементы внутри последовательности.

В принципе, тут всё достаточно понятно, можете потыкаться и разобраться на практике сами. Разбираем следующие команды для рисования.

Пометочное облако — нужно для внесения изменений в чертёжные виды. Как это работает, читайте в отдельной статье про изменения в Ревите.

Группа элементов узлов — если ранее в проекте создавали группу из 2Д-элементов на каком-либо виде, то эту группу можно вставить на чертёжный вид.

Изоляция — в Ревите есть отдельный инструмент для кишкообразного обозначения изоляции. Это больше касается теплоизоляции в строительных конструкциях.

Текст — инструмент для создания текстовых примечаний. Подробнее о нём можете прочитать в статье про маркировку элементов.

Обозначение — это кнопка для вставки семейства в категории «Типовая аннотация». Эти семейства не меняют свой размер при печати, когда меняем масштаб вида. Собственно, поэтому они и называются аннотациями. Также на эти элементы можно собрать спецификацию, поэтому они — второй кандидат на категорию для принципиальных схем.

Легенды

Это виды для создания условных обозначений. У них два фундаментальных отличия от чертёжных видов: на легенду можно вынести семейство и одну и ту же легенду можно разместить на многих листах сразу. Это и логично, ведь условные обозначения могут повторяться на разных листах.

Размещённые на легенде экземпляры семейств не учитываются в спецификациях.

По части оформления легенды тут справедливо всё то же самое, что и для чертёжного вида: доступны все те же инструменты рисования и импорта/связи подложек. Поэтому сконцентрируемся на главном отличии — добавлении семейств на вид. С размещением на многих листах всё понятно — тащите на много листов, легенда размещается и всё.

Размещение семейств на виде легенды

Находим в диспетчере проекта нужный типоразмер семейства и перетаскиваем его на легенду. Далее нужно настроить отображение элемента, сделать это можно в меню под лентой или в свойствах экземпляра.

В меню «Семейство» или «Тип компонента» выбираем типоразмер семейства, но если перетаскивали, то, скорее всего, уже выбрали нужный. Поэтому остаются две настройки: «Направление взгляда» и «Уровень детализации».

Направление взгляда — это выбор отображения семейства, «План этажа» даст вид в плане, фасады — виды сбоку. Уровень детализации выбираете из 4 вариантов:

  • От вида — у легенды есть свой уровень детализации, как бы глобальная детализация элементов на всей легенде. Если выбрать «От вида», то Ревит будет отображать семейство в той детализации, что выбрали у легенды. Это настройка по умолчанию;
  • Низкий — данный конкретный элемент будет отображаться на низкой детализации, независимо от уровня детализации легенды;
  • Средний — аналогично, но на средней детализации;
  • Высокий — аналогично, но на высокой.

В Ревите встречается проблема с этими уровнями детализации. Бывает так, что семейство просто не реагирует на детализацию легенды. Меняем на низкую, у элементов стоит настройка «От вида», а они всё равно не меняются. В этом случае нужно вручную поменять уровень детализации каждого элемента на низкую детализацию.

Ещё один нюанс — элементы на легенде отображаются так же, как на видах модели. В целом, это логично, ведь человек будет смотреть на план этажа и видеть унитаз большим, а шаровой кран маленьким, потому что и в жизни они сильно различаются. Но лично мне кажется, что отображение условных обозначений примерно в одном размере как-то симпатичнее.

Отображение мойки, бытового счётчика воды и шарового крана

Масштаб легенды меняются сразу для всех объектов, нельзя отмасштабировать отдельный элемент. Чтобы сделать легенды с примерно одинаковыми размерами условных обозначений, придётся делать несколько легенд и подбирать им масштаб. Например, сделать легенду для сантехники — это крупные объекты вроде унитазов и умывальников, и отдельно легенду для арматуры — это мелкие объекты вроде кранов и регуляторов.

Дальше для легенды крупных элементов делаем масштаб побольше, а для малых объектов — поменьше. Подбираем так, чтобы они выглядели схожим образом относительно текстового примечания. В итоге можно добиться такого вида:

На легенду нельзя разместить воздуховод/трубу на виде сбоку, только вид с торца, чтобы показать обозначения подъёмов и опусков. Если нужно показать именно вид сбоку, то делайте это вручную — рисуйте линиями детализации. Цвет линий можно либо выбрать из подходящего стиля линий, либо переопределить через правый щелчок мышкой на линии и выбор команды «Переопределить графику на виде» → «Для элемента».

Пример отображения труб на легенде. Трубы нарисованы линиями разных стилей

Легенды можно размещать на многих листах, но таскать их руками на каждый лист неудобно. Особенно если компануем несколько легенд на каждом листе, как в моём примере выше. Однако мы можем копировать легенды между листами, начиная с Ревита 2020. Для этого важно не двигать основные надписи на листах: как они появились при создании листа, так и оставить.

Чтобы скопировать, выделяем нужные легенды, копируем их в буфер, а затем вставляем по выбранным видам. В списке выбираем нужные нам листы

Копируем легенды в буфер, выбираем тип вставки и листы, на которые хотим вставить
Скопировал легенды с 13 листа на 14 и 15

Также легенда — отличный инструмент для размещения на ней схематичного отображения здания с заштрихованной частью, в пределах которой идёт проектирование. Я не помню, как это называется, но если у нас многосекционный жилой дом, а проект выдаётся только для секции «А», то на схемке эту секцию штрихуем, остальное нет. Речь про эту штуку. Она будет на всех листах с планами этажей, легенда — идеально вписывается под задачу.

Если ещё как-то иначе применяете чертёжные виды и легенды в проектах — расскажите об этом в комментариях.