Очередная подборка из 5 лайфхаков. В основном они касаются разработчиков семейств и работе с семействами. Картинка на обложке просто для красоты.

1. Удаление параметров в семействе

Иногда бывает нужно откорректировать семейство и удалить из него параметр. При этом он может участвовать в построении геометрии и в формулах. Расскажу, что я делаю для удаления параметров.

Пример. Делаю тройник для производителя, нужен отдельно двухраструбный и трёхраструбный. Геометрия очень похожа, но поведение семейств будет разное. Двухраструбный — стандартный тройник, он будет в настройках трассировки. Трёхраструбный используется эпизодически, поэтому он будет вставляться отдельно на трассу.

Не буду вдаваться в подробности, задача такая: нужно удалить параметр «Развернуть тройник». Он участвует в формулах, но не участвует в построении геометрии. Как мне быстро найти все формулы, чтобы их поправить? Ведь если удалю параметр просто так, то и формулы сотрутся.

Для этого пользуюсь поиском по параметрам семейства, он находится прямо под выпадающим списком с именами типоразмеров. Вбиваю в эту строку имя параметра и в итоге вижу только те параметры, где задействован мой лишний параметр.

Далее корректирую формулы и безопасно удаляю параметр.

С геометрией чуть сложнее, но тоже есть приёмчики. Если параметр используется в построении, то при его удалении вы всегда получите уведомление, что он где-то используется в размерах или массивах и даже количество таких размеров.

А вот дальше уже сложнее. Надо найти эти размеры и удалить или заменить из них параметр. Параметр может быть в размере, который стоит на опорных плоскостях, может быть параметром в размере внутри эскиза геометрии, в диаметре соединителя, а может быть параметром видимости на элементе. У меня как раз такой случай.

Можно сильно изменить значение, чтобы геометрия перестроилась явным образом и показала, за какой примитив отвечает этот параметр. И далее уже редактировать плоскости или примитив, где используется размер.

Либо можно перейти на ортогональный вид и воспользоваться показом зависимостей. В этом случае даже без редактирования эскиза вы увидите, где находится параметр. Правда, так не станет яснее, на каком примитиве он используется, просто будет понятно, что он где-то тут.

Дальше уже искать и заменять. Если цель просто удалить, то всё легко: выделили и удалили. Но мне кажется, такое бывает редко, разве что никакая параметризация геометрии уже не нужна. Однако в этом случае можно и просто удалить все параметры из семейства.

2. Убрать грань у семейства по грани

Вова Малюгин скинул мне недавнее видео Татьяны Бех, в котором она показывает, как убрать основу в виде грани у семейства. То есть было семейство, созданное на основе шаблона типовой модели на основе грани, и вот таким образом можно превратить его в семейство обычное.

Сам я это не пробовал, но способ выглядит убедительным. Вообще, этим способом можно убирать любую геометрию из семейств, которые содержат геометрию внутри шаблона. Это один из методов защиты, когда создают семейство на обычном шаблоне, потом превращают семейство в шаблон семейства, а уже после вновь создают семейство на основе этого шаблона.

Это рутина, которая только создают иллюзию защиты: если вызвать любую ошибку, то геометрию можно удалить. О способах защиты своих моделей, в том числе и об этом, рассказывал в другой статье:

Нужно понимать, что преобразование семейства на основе грани в семейство без грани не обязательно сделает семейство удобным. Представьте, что вы скачали радиатор от производителя, он по грани. Вы удалили грань и... и ваш прибор будет задней стенкой падать на пол. Всё равно тут придётся переделывать или вкладывать в другое пустое семейство. В общем, способ хороший, но подходит не во всех случаях.

Если вы пока незнакомы с редактором семейств, то первый шаг для этого — посмотреть мой бесплатный мини-курс в плейлисте на Ютубе. Уже после него можно погружаться в мои платные курсы по разработке семейств на Степике.

3. Предустановленная высота размещения семейства

Следующий лайфхак Сергей Турушев выцепил в чате электриков в Телеграме. Анонимный пользователь наставил его на путь истинный и указал, как задать отметку размещения семейства по умолчанию. Для этого в Ревите, минимум с 2021 версии, есть параметр «Отметка по умолчанию». В ней можно указать смещение от уровня, на которое будет выставляться семейство при размещении.

Это может быть удобно при размещении сантехники вроде моек, оборудования вроде отопительных приборов и тому подобных изделий, которые не ставятся на пол, но при этом и не подключаются на ось трубы. То есть для арматуры и фитингов этот параметр не нужен.

Я работаю преимущественное в 2019 версии, там такого параметра нет. В целом, он мне и не нужен, я обычно сам задаю плоскостями то, как должен смещаться элемент. Но с некоторыми объектами он может упростить работу.

4. Копирование геометрических примитивов

При создании семейства необязательно каждый раз заново создавать примитивы, если они строятся от одной плоскости. Например, вам нужно сделать два подряд выдавливания в виде цилиндров с разными диаметрами.

Обычно я строю сначала один элемент, вешаю на него параметр с диаметром, включаю марку центру и привязываю её к нужному пересечению опорных плоскостей. Далее не создаю новый элемент, а копирую существующий, захожу в редактирование эскиза и заменяю параметр диаметра на другой и снова перепривязываю центр окружности. Вот и готово второе выдавливание.

Скопировал готовый фланец, поменяю параметр или оставлю тот же, потом верну центр окружности на ось арматуры

Экономия тут следующая: мне не нужно нажимать на кнопку создания нового примитива, не нужно рисовать эскиз, не нужно включать марку центра, не нужно ставить размер и назначать параметр. Нужно только поменять параметр и привязать эскиз. Для круглых форм это прекрасный способ.

То же самое можно делать и с переходами, и с вращениями, и со сдвигами. Со переходами из одного диаметра в другой это ещё больше экономии, так как тут в два раза больше окружностей. Со сдвигами бывает удобно скопировать просто в воздух существующий сдвиг, а потом зайти в редактирование и выбрать новую траекторию. Это удобно, если нужно повторить сдвиг с таким же профилем, но по другой траектории. Правда, тут бывает так, что сбивается ориентация профиля.

5. Необязательно привязывать эскизы примитивов

Выше рассказывал, что привязываю марки центра к пересечению плоскостей. Да, но не всегда.

Если эскиз геометрии не меняет своего положения, то необязательно привязывать его центр к опорным плоскостям. В первую очередь это касается эскизов с окружностями, например выдавливания и переходы. Для примера возьмём корпус шарового крана. Как правило, это гайки под резьбу и несколько круглых выдавливаний и переходов, если делаем переходы между выдавливаниями плавными.

Гайки нужно привязывать, иначе они не будут симметрично перестраиваться при изменении размера под ключ, а вот круглые выдавливания и перехода привязывать необязательно. Достаточно нарисовать эскизы из центра, где проходит ось подключения крана, и всё — они никуда не уедут при смене диаметра крана, а значит и размеров примитивов. Это сильно экономит время, так как нельзя сделать так, чтобы Ревит по умолчанию включал марки центра и тем более привязывал их.

У сдвигов та же история, если сам эскиз вы никуда не двигаете и положение профиля меняется только вслед за траекторией, то линии эскиза привязывать необязательно, они очень редко ломаются. С вращениями уже сложнее, если не привязывать линии эскиза, то они могут сами прицепиться к каким-нибудь опорным плоскостям и в дальнейшем меняться или даже ломаться. Так что с вращениями приходится быть внимательнее.

Можете научиться делать шаровые краны на моём пакете курсов по разработке трубопроводной арматуры.