В этой статье Алексей Харитонов поделится своим методом по подготовке чертежей Автокада для загрузки в Ревит. Импорт неподготовленного файла привносит в файл Ревита ненужные типы линий, штриховки, типы текста и прочий мусор. Чем больше линий, штриховок и текста в чертеже — тем сильнее будет тормозить Ревит при работе. Поэтому файл DWG нужно подготовить.

Про автора материала

Алексей Харитонов занимается проектированием дорогих систем домашней автоматизации для российских домов в премиальном сегменте. Он часто сталкивается с необходимостью работать со смежниками, которые ещё не работают в Ревите.

Инстаграм Алексея — https://www.instagram.com/kharitonov.pro/
* Instagram признан экстремистской организацией на территории РФ

Шаг 1 — Удаляем листы

Поскольку в Ревите нам нужно только содержимое с вкладки «Модель», то удаляем все листы из чертежа. Останется один, который нельзя удалить, с него удаляем всё содержимое.

Рис. 1 – удаление лишних листов
Рис. 1 – удаление лишних листов

Шаг 2 — Переносим чертеж в начало координат

Убедитесь, что начало координат в файле Автокада находится рядом с чертежом здания. Если это не так, перенесите его ближе к самому чертежу с помощью команды UCS (ПСК). На скриншоте ниже здание смещено от начала координат на несколько сот метров.

Рис. 2 – Начало координат сильно смещено относительно чертежа
Рис. 2 – Начало координат сильно смещено относительно чертежа

Ревит может обработать файл Автокада, если его содержимое вписывается в окружность с радиусом 16 километров. Такие файлы попадаются редко, чаще всего виноваты линии далеко от центра, которые забыли удалить.

Обычно размещаю начало координат в левом нижнем углу строения. Если этого не сделать, то подложка может «порвать» файл Ревит: он будет считать подложку слишком большой, что скажется на вращении и масштабировании модели, с которой мы работаем.

Способ от Муратова

Можно не переносить систему координат, а перенести чертёж в нулевые координаты. Для этого включите «Динамический ввод». Найдите его иконку внизу, нажмите правой кнопкой и выберите «Параметры динамического ввода». Откроется окошко, в нём нужно нажать на «Параметры» и указать настройки, как на скриншоте. Далее нажмите ОК в обоих окнах.

После этого выделяем чертёж и нажимаем команду «Перенести». Выбираем нужную точку здания как базовую и далее вводим координаты — два нуля через запятую.

Включаем динамический ввод
Включаем динамический ввод
Правой кнопкой по иконке, которую подписал номером 2, жмём по команде «Параметры динамического ввода...»
Правой кнопкой по иконке, которую подписал номером 2, жмём по команде «Параметры динамического ввода...»
Заходим в настройки ввода с помощью мыши
Заходим в настройки ввода с помощью мыши
Выставляем способ ввода координат
Выставляем способ ввода координат
Выбрал как базовую точку левый нижний угол рамки
Выбрал как базовую точку левый нижний угол рамки
Указал координаты 0, 0 — чертёж встал ровно в начало координат
Указал координаты 0, 0 — чертёж встал ровно в начало координат

Шаг 3 — Взрываем блоки

Если в чертеже есть блоки, то каждый из них имеет свою собственную систему координат. Она также может быть сильно смещена относительно содержимого блока. На скриншоте ниже привёл пример блока лестницы, в котором начало координат находится в десятках метров от самой лестницы. Если оставить такой блок в чертеже, то последствия будут такими же, как в шаге 2.

Рис. 3 – В блоке лестницы начало координат находится далеко от самой лестницы
Рис. 3 – В блоке лестницы начало координат находится далеко от самой лестницы

Нужно или сделать каждый блок «правильным», или уничтожить их. Для этого применяем команду QSELECT (БВЫБОР) и выделяем все блоки, которые есть в нашем чертеже. Чтобы «взорвать» их, применим команду EXPLODE (РАСЧ). Если внутри блока есть еще один блок, описанные выше две операции нужно выполнить несколько раз, до тех пор, пока блоков в чертеже не останется.

Рис. 4 – Выделение всех блоков в чертеже
Рис. 4 – Выделение всех блоков в чертеже

Когда при очередном вхождении в меню быстрого выбора в списке типов объектов не останется вхождений блоков, значит все они взорваны.

Шаг 4 — Удаление лишней информации

Если в чертеже есть ненужная информация – нужно удалить ее. В зависимости от того, что это за информация, можно сделать это несколькими разными способами. Лишними могут оказаться размеры, штриховки, некоторые объекты чертежа.

Например, с помощью команды QSELECT (БВЫБОР) можно выделить и удалить все объекты типа Attribute Definition (Атрибут). Фильтр в команде QSELECT (БВЫБОР) настраивается гибко, можно выбрать лишние элементы по слою, по цвету и т. д.

Рис. 5 – выделение элементов по заданным критериям (в английском интерфейсе)
Рис. 5 – выделение элементов по заданным критериям (в английском интерфейсе)

Критериев выбора элементов чертежа огромное множество, перечислить их все не представляется возможным. Если хорошо подумать, и определить, что есть общего у выделяемых элементов, то почти всегда это можно сделать при помощи команды QSELECT (БВЫБОР). Это может быть цвет, длина линии, название блока и еще с десяток вариантов. Подумайте, как можно разом выделить, прежде чем начать долго и нудно выбирать объекты вручную.

Рис. 5.1 – выделение всех объектов, у которых цвет отличается от цвета по-умолчанию
Рис. 5.1 – выделение всех объектов, у которых цвет отличается от цвета по-умолчанию

Шаг 5 — Удаляем слои и линии

После того, как из чертежа удалили ненужное, теряется смысл в слоях и типах линий. Значит, можно избавиться от них: выставляем для всех объектов чертежа свойства на «ByLayer» (ПоСлою) и переносим всё в слой 0.

Рис. 6 – весь чертеж перенесен в слой 0, все свойства установлены в «ПоСлою»
Рис. 6 – весь чертеж перенесен в слой 0, все свойства установлены в «ПоСлою»

Примечание от Муратова

Данный шаг подходит не во всех случаях. Если подгружаете чертёж здания, то некоторые элементы можно оставить в разных слоях, чтобы потом уже в Ревите управлять их видимостью и цветом. Например, оси, окна и двери.

Если подгружаете инженерные сети, то лучше не удалять их слои, а наоборот, проверить, что все они разложены по своим слоям, и после загрузки в Ревите скрывать те, которые не нужны в данный момент, и перекрашивать те, что требуют визуального акцента.

Шаг 6 — Очищаем файл

Не будет лишним удалить из чертежа всё лишнее, что только увеличивает вес файла. Для этого используем команду PURGE (ОЧИСТИТЬ) и удаляем все неиспользуемые блоки (которые мы взорвали) типы линий, размерные стили и т. п. Команду следует выполнить несколько раз, до тех пор, пока окно выбора элементов для удаления не станет пустым.

Рис. 7 – меню команды PURGE (ОЧИСТИТЬ)
Рис. 7 – меню команды PURGE (ОЧИСТИТЬ)
Рис. 7.1 – меню команды PURGE (ОЧИСТИТЬ), когда не осталось объектов для удаления
Рис. 7.1 – меню команды PURGE (ОЧИСТИТЬ), когда не осталось объектов для удаления

Шаг 7 — Проверяем совпадающие линии

Наверняка в пришедшем чертеже есть линии, которые накладываются одна на другую. Дубли тоже можно удалить. Для этого выделяем всё сочетанием клавиш CTRL+A и выполняем команду OVERKILL (ПОДЧИСТИТЬ). Точность можно выставить на 0,01 мм, остальные опции на своё усмотрение.

Рис. 8 – меню команды OVERKILL (ПОДЧИСТИТЬ)
Рис. 8 – меню команды OVERKILL (ПОДЧИСТИТЬ)

Шаг 8 — Проверяем границы видимости

После всех проделанных манипуляций остаётся убедиться, что никаких вспомогательных объектов не осталось за границами видимой области. Для этого, находясь в пространстве модели, дважды кликаем средней кнопкой мыши. Если в километре от плана окажется какой-то объект — смело удаляем его.

Рис. 9 – чертеж стоит ровно по центру — значит, всё в порядке
Рис. 9 – чертеж стоит ровно по центру — значит, всё в порядке

Шаг 9 — Настраиваем масштаб и единицы

Масштаб в модели должен быть 1:1, а единицы файла можно проверить командой UNITS. Если вы работаете в стране с метрической системой, то размеры должны стоять в миллиметрах.

Рис. 10 – окно контроля единиц измерения проекта
Рис. 10 – окно контроля единиц измерения проекта

В итоге мы получили максимально упрощённый чертеж — именно такая подложка будет идеальной для Revit. Она не испортит ваш проект, не будет занимать много места, и не добавит тормозов при работе.

Лайфхак

С помощью моего алгоритма можно сделать подложку, которая будет содержать надписи мелким шрифтом и линии короче 1 мм. Инструментами Ревита такие мелкие объекты создать нельзя.

Мне это нужно для подписей на терминалах AV-оборудования. В результате могу использовать такие семейства не только при формировании самой модели, но и при разработке структурных схем подключения. При подгрузке такой подложки в семейство текст тоже нужно предварительно «взорвать», и тем самым перевести его в линии.

Рис. 10 – семейство с импортированными из Автокада подписями к терминалам
Рис. 10 – семейство с импортированными из Автокада подписями к терминалам
  • Автор текста, иллюстрации — Алексей Харитонов
  • Редактура, вёрстка, иллюстрации — Вадим Муратов

Все полезные ресурсы в одном месте

Видеокурс по семействам трубопроводных фитингов. Подробный 10-часовой курс, в котором научу создавать семейства и поделюсь лайфхаками.

Видеокурс по семействам для вентиляции. Большой курс по созданию оборудования, арматуры, воздухораспределителей и фитингов.

Уведомления о новых статьях

Обновления статей удобно получать в Телеграм-канале «Блог Муратова про Revit MEP». Подписывайтесь и приглашайте коллег. Можно обсудить статью и задать вопросы в специальном чате канала.

Методичка по работе в Ревите

Читайте методичку для проектировщиков: полезный материал, в котором последовательно рассказываю, как создавать модель.

Манифест по разработке семейств для ОВ, ВК, ТМ

Подробная инструкция, как следует разрабатывать семейства для инженерных разделов.

Мини-курс по моделированию ОВ и ВК

В специальный плейлист на Ютубе выкладываю свои ролики по работе в Ревите. Этот курс записывал для студентов, разбираю базовые моменты по моделированию.