Архитекторы много пользуются разными штриховками, а инженерам они пригождаются не так часто. Но всё же есть случай, когда они пригождаются — рисунок ламелей решёток. Чтобы условно изобразить решётку, можно моделировать ламели и множить массивом, что сильно утяжеляет семейство, или воспользоваться моделирующими штриховками.
![](https://muratovbim.pro/wp-content/uploads/2023/08/image-2.png)
Покажу, как создать такую штриховку для обозначения решётки внутрипольного радиатора. По аналогии можно создавать узор для вентиляционных решёток. Именно этот способ я применил в новых одно- и двухрядных решётках для шаблонов ADSK.
В стандартном редакторе Ревита можно создать только регулярную штриховку: шаг между линиями постоянный и не меняется. Но у реальной решётки есть некоторая толщина, поэтому хочется сделать штриховку нерегулярной: шаг между ламелями, потом толщина ламели, потом снова шаг. Например вот такую:
![](https://muratovbim.pro/wp-content/uploads/2023/07/image-38.png)
В Ревите есть два известных мне способа создать такие штриховки: загрузить готовую из pat-файла или создать с помощью плагинов. PAT-файл можно создать в Автокаде с помощью макроса HatchMaker.lsp. В интернете море инструкций, как с его помощью сделать штриховку, я пользовался алгоритмом с сайта dorroggi.ru.
![](https://muratovbim.pro/wp-content/uploads/2023/07/002.jpg)
Всё это хорошо, но куда удобнее сделать штриховку сразу в Ревите. И для этого можно воспользоваться бесплатным плагином «Штриховки» из пакета МодПлюс. Плагин не весь бесплатный, но и без платной версии можно сделать всё, что нужно. Покажу, как это делаю я.
![](https://muratovbim.pro/wp-content/uploads/2023/07/image-39.png)
![](https://muratovbim.pro/wp-content/uploads/2023/07/image-40.png)
В плагине можно создать штриховку:
- новую пустую — то же самое, что можно сделать в самом Ревите, то есть руками настроить шаг и угол наклона;
- дублировать существующую — создаёт копию выделенной в списке штриховки, можно поменять имя и тип, например с моделирующей на условную;
- из чертёжного вида — этим способом мы и будем создавать;
- нарисовать прямо в плагине во встроенном редакторе — эта опция доступна в платной версии;
- загрузить из pat-файла.
Для нашей задачи отлично подходит создание из чертёжного вида. Мне нужна штриховка, в которой будут промежутки 10 и 15 мм. 10 мм — ширина ламели, 15 — зазор между ними. Создаю чертёжный вид и рисую линии.
![](https://muratovbim.pro/wp-content/uploads/2023/07/image-41.png)
На деле можно нарисовать только три линии в ряд, этого будет достаточно. Порядок тоже неважен, сначала 15, потом 10 мм или наоборот — без разницы, моделирующие штриховки можно выравнивать и смещать.
Теперь запускаю плагин и выбираю команду «Создать» → «Из чертежного вида». После этого появляется курсор а-ля Автокад, нужно выбрать прямоугольную область — границу штриховки. Для этого выбираю весь свой прямоугольник. После — рамочкой выделяю все вертикальные линии, это и будут линии штриховки. После под лентой нажимаю «Готово».
![](https://muratovbim.pro/wp-content/uploads/2023/07/image-42.png)
![](https://muratovbim.pro/wp-content/uploads/2023/07/image-43.png)
![](https://muratovbim.pro/wp-content/uploads/2023/07/image-44.png)
![](https://muratovbim.pro/wp-content/uploads/2023/07/image-45.png)
Далее появится окно с настройками штриховки. Здесь нужно дать ей имя, можно выбрать масштаб, угол поворота, тип штриховки. Мне нужна моделирующая, имя меняю, а остальное не трогаю. Штриховку можно будет выгрузить в блокнот, так как формат pat — это по сути текстовое описание того, как нужно строить штриховку. Этот текст видно в окне плагина. 90 — это угол линий; 0, 15, 25 и т. д. — это координата линий по оси X и так далее. Можете погуглить и разобраться сами.
![](https://muratovbim.pro/wp-content/uploads/2023/07/image-46.png)
Нажимаю «Применить», появится начальное окно со списком штриховок из проекта. У несохранённых штриховок будет красная точка. Чтобы сохранить — нажимаю снова «Применить» уже в этом окне. Готово, в файле проекта появились наши штриховки.
Если работаете с семейством, то создайте пустой проект, в нём — плагином штриховки. Потом скопируйте штриховки через «Копировать стандарты проекта».
Теперь можно создать материал и добавить в него свою штриховку. Подробнее об этом читайте в статье про материалы.
![](https://muratovbim.pro/wp-content/uploads/2023/01/ssylka-na-telegu-1.png)
![](https://muratovbim.pro/wp-content/uploads/2023/01/ssylka-na-kurs-ventilyaczii-1.png)
![](https://muratovbim.pro/wp-content/uploads/2023/01/ssylka-na-kurs-po-fitingam-4.png)
Добрый день!
Данная штриховка создаётся в файле проекта, а как её переместить в семейство?
Я так и не разобрался как это сделать без вазилиновой смазки, делал следующим образом:
- при разработке семейства, телу назначался новый материал:
- загружал в семейство в файл проекта, при этом новый материал тоже импортировался в модель;
- в файле проекта данному материалу назначалась штриховка;
- открытый файл семейства закрывал, а затем открыл семейство из проекта, при открытии материал был со штриховкой.
Если нали метод покороче, то поделитесь пожалуйста )
Добрый день! Внимательнее прочитайте предпоследний абзац статьи)